Большой театр Беларуси Большой театр Беларуси Национальный академический большой театр оперы и балета республики беларусь
Петр Чайковский
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА

балет-феерия в 2-х действиях с прологом и эпилогом

Пт | 13 октября 2017|19:00

Возраст - 6+

null
Даты спектакля

Либретто – Мариус Петипа, Валентин Елизарьев по мотивам сказок Шарля Перро

Хореография – Мариус Петипа, народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев

Постановка – народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев

Художник-постановщик – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев

Дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко

Дирижеры - обладатель медали Франциска Скорины  Андрей ГалановАндрей Иванов

Продолжительность – 2 часа 30 минут с одним антрактом

Премьера – 6 июня 2001 года

 

Принцесса Аврора - Ирина Еромкина
Принц Дезире - Егор Азаркевич
Фея сирени - Ольга Гайко
Злая фея Карабос - Татьяна Уласень
Принцесса Флорина - Анна Фокина
Голубая птица - Олег Еромкин

Дирижер – Николай Колядко

Пролог

Дворец сказочного короля Флорестана. Король празднует рождение дочери Авроры.

Придворные окружают колыбель новорожденной. Добрые феи приносят ей свои подарки и пожелания. Вбегает церемониймейстер Каталабют: ко дворцу приближается злая фея Карабосс. Ее забыли пригласить, но она сама пришла на праздник. Король и Королева стараются умилостивить злую старуху, но она предсказывает Авроре, что, когда ей исполнится шестнадцать лет, она уколет палец и умрет. Король и Королева в ужасе. Фея Сирени успокаивает их: она берет Аврору под свою опеку и выгоняет Карабосс и ее сопровождение. Король издает строжайший приказ, который запрещает во всем королевстве пользоваться иголками, шпильками и вязальными спицами.

 

Действие первое

В королевском дворце пышный бал: Авроре исполнилось 16 лет. Со всех концов королевства собрались женихи, которые добиваются руки прекрасной принцессы. В разгар веселья приходит старая женщина. Она подносит Авроре букет цветов. Любуясь цветами, Аврора радостно кружится в танце. Неожиданно она останавливается, чем-то уколов палец: в букете оказалась спица. Аврора падает, теряя сознание. Старуха скидывает с себя плащ — все узнают в ней злую фею Карабосс. Появляется Фея Сирени. По взмаху ее волшебного жезла все королевство погружается в сон. Вокруг вырастают густые кусты сирени.

 

Действие второе

Картина 1

Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире. Фея Сирени вызывает образ прекрасной Авроры. Принц узнает в ней ту, которая часто являлась ему в мечтах.

 

Картина 2

Дворец короля Флорестана погружен в сон. Не спят только Фея Карабосс и ее верные слуги. Неожиданно появляется Фея Сирени. Дезире проникает во дворец. Наклонившись к спящей красавице, он нежно целует ее. От поцелуя Аврора просыпается. Просыпается и все вокруг. Король и Королева радостно прижимают к груди любимую дочь. Дезире просит руки прекрасной Авроры и получает согласие.

 

Эпилог

Во дворце снова собрались гости: король празднует свадьбу своей дочери. Добрые феи и персонажи из сказок пришли поздравить Аврору и Дезире.

 

Историческая справка

 

Премьера балета с триумфом состоялась в 1890 на сцене петербургского Мариинского театра. Дирижировал спектаклем Риккардо Дриго, постановку осуществил Мариус Петипа. В откликах на новый балет отмечалось, что «Спящая красавица» — «самое крупное явление в музыкально-театральной области». Г. Ларош в своей рецензии писал, что постановка «Спящей красавицы» представляет один из перлов«театра, а музыка — «один из перлов Чайковского».

 

Чайковский с увлечением работал над новым произведением. Сюжет сказки, написанной почти двести лет назад французским писателем Шарлем Перро, показался композитору поэтичным и благодарным для музыки. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, торжество светлых идеалов Красоты, Радости, Любви, победу «зримой» жизни над мраком подсознания.

 

«Спящей красавице» была уготована долгая и счастливая сценическая жизнь. Без этого балета не обходится ни один крупный театр мира. Новая постановка балета на белорусской сцене (премьера состоялась 6 июня 2001 года) стала уже четвертым обращением театра к этому произведению (первая постановка «Спящей красавицы» на сцене ГАБТ БССР была осуществлена в 1954 г., постановщик — Константин Муллер, художник — Сергей Николаев). Новая постановка является во многом восстановлением оригинальной хореографии М. Петипа, поэтому художественный руководитель Белорусского балета народный артист БССР, народный артист СССР Валентин Елизарьев свою задачу в качестве постановщика сформулировал скорее как реставраторскую, а не авторскую (В.Елизарьев заново поставил мизансцены-связки, сцену в царстве Феи Карабосс, при этом сохранив все хореографические жемчужины Мариуса Петипа). Конечно, более чем за сто лет жизни на сценах театров всего мира «Спящая красавица» изрядно «засорилась» элементами, привнесенными в нее исполнителями и хореографами нескольких поколений. Взяв за основу санкт-петербургскую постановку под руководством Константина Сергеева, В. Елизарьев шаг за шагом реставрировал хореографический текст этого во всех отношениях большого балета, в котором помимо полного состава балетной труппы занято более тридцати учащихся Белорусского хореографического колледжа. Одной из задач постановщика было ввести в спектакль молодежь, совсем недавно пришедшую в театр. В новой «Спящей красавице» им доверены многие ответственные партии.

 

Оформление спектакля целиком соответствует жанру феерического представления, требующего особенной пышности в декорациях и костюмах (сценография Вячеслава Окунева). Один из «трюков» новой постановки — использование в сцене путешествия принца Дезире и Феи Сирени «двойной панорамы», создающей необычный стереоскопический эффект. Кроме того, в новой постановке звучит и один фрагмент партитуры Чайковского, который никогда не исполнялся на сцене белорусского театра (дирижер Николай Колядко).

 

Назад

ПАРТНЕРЫ