Большой театр Беларуси Большой театр Беларуси Национальный академический большой театр оперы и балета республики беларусь
Цезарь Пуни
ЭСМЕРАЛЬДА

романтический балет в 3-х действиях

Ср | 14 февраля 2018|19:00

Возраст 12+

null
Даты спектакля

Либретто – Жюль Перро по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Хореография – Жюль Перро, Мариус Петипа

Постановка – народный артист СССР Никита Долгушин

Дирижер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко

Художник-постановщик – народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев

Дирижер –  Олег Лесун

Консультант спектакля – народный артист России Петр Гусев

Ассистент постановщика – обладатель медали Франциска Скорины  Александра Тихомирова

Продолжительность – 2 часа 10 минут с двумя антрактами

Премьера – 1 декабря 1999 года

 

 

Действие первое

 

Картина первая

В приют бродяг, нищих и воров, именуемый Двором чудес, попадает поэт Пьер Гренгуар. Предводитель бродяг Клопен Трульфу, не видя никакой пользы от бедного барда, велит его повесить. Казнь может быть отменена, если кто-нибудь из женщин Двора чудес согласится стать женой Пьера. Но все отказывают бедному поэту. И лишь всеобщая любимица, уличная плясунья цыганка Эсмеральда, жалея Гренгуара, соглашается стать его женой. Обитатели Двора чудес бурно празднуют их свадьбу.

 

Горбун Квазимодо по приказу своего господина священника Клода Фролло, влюбленного в Эсмеральду, пытается ее похитить. Ночной патруль во главе с офицером Фебом де Шатопером приходит на помощь молодой девушке. Феб вырывает Эсмеральду из рук Квазимодо. Фролло удается скрыться.

 

Плененный красотой Эсмеральды, Феб дарит ей на память свой шарф. Не беда, что это подарок его невесты. Уступая просьбе цыганки, он отпускает горбуна, а в награду требует поцелуя. Но девушка ускользает из его объятий.

 

Картина вторая.

Оставшись одна в своей комнате, Эсмеральда любуется подарком Феба. Вспоминая об офицере, она повсюду пишет его имя. Появляется Гренгуар. Он пытается обнять молодую жену, но Эсмеральда в ответ на его настойчивость угрожает ему кинжалом — он может быть лишь ее спутником и плясать с ней на улице. Гренгуар вынужден покориться и уйти.

 

Оставив за порогом Квазимодо, в комнату Эсмеральды проникает Клод Фролло. Он давно любит девушку и умоляет ее ответить на его чувства. Эсмеральда объясняет, что она любит молодого офицера и велит священнику удалиться. В душе взбешенного Фролло рождаются планы мести.

 

Действие второе

 

Картина третья

В доме знатной дамы Алоизы де Гонделорье готовятся к венчанию Флер де Лис и Феба. Вошедший Феб рассеянно целует руку невесте. Флер удивлена, что на женихе нет подаренного ею шарфа.

 

Начинается праздник, в котором принимают участие друзья Флер, переодетые в античные костюмы. Под звуки тамбуринов играют и пляшут приглашенные цыгане, среди которых Эсмеральда и Гренгуар. Тяжело переживает юная плясунья свадьбу Феба. Тщетны попытки Гренгуара утешить ее.

Флер замечает на цыганке шарф Феба и, потрясенная изменой, вырывает шарф из рук Эсмеральды, осыпает упреками жениха.

Спасая Эсмеральду от гнева аристократов, Гренгуар уводит ее из дома Алоизы де Гонделорье. Феб устремляется за ними.

 

Действие третье

 

Картина четвертая

Таверна на одной из отдаленных улиц Парижа. Здесь в ожидании Эсмеральды прячется Фролло.

Появляются Феб и Эсмеральда. Феб клянется девушке в вечной любви. С трепетом внимает цыганка страстным признаниям офицера.

Притаившийся Клод Фролло ревниво наблюдает за влюбленными. Наконец не выдержав, он с кинжалом в руках бросается на Феба. Прибывший патруль уводит Эсмеральду: Клод обвинил ее в убийстве офицера.

 

Картина пятая

Площадь перед собором Парижской Богоматери. Средневековый праздник шутов. По традиции «папой шутов» выбирают самого уродливого человека. В этот раз им стал Квазимодо, звонарь собора.

Появляется Клод Фролло. Он гневно обвиняет Квазимодо в кощунстве.

Внезапно праздник прерывается мрачным шествием: это ведут на казнь Эсмеральду.

Цыганка прощается с друзьями и, прижав к груди шарф любимого, уходит навсегда.

«Эсмеральда» имеет весьма солидный возраст. Этой «маленькой цыганочке» полтора века отроду. Балет вобрал в себя многие пласты романтического и академического спектакля. Ибо его «родители» — великий романтик Жюль Перро и великий академист Мариус Петипа. В мои руки он попал от не менее известных профессионалов — труженика балетного дела Петра Гусева и знаменитой исполнительницы партии Эсмеральды Татьяны Вечесловой, которые надежно и скрупулезно передали материалы первоисточника.

 

Надеюсь, что атмосфера этого спектакля с интереснейшими танцевальными и пантомимическими формами, его содержательностью и верностью духу романа Гюго взволнуют труппу театра балета Белоруссии и, как результат, зрителей и гостей театра. Абсолютно уверен, что истинные ценности музыкального театра будут понятны и нужны современной публике. А это главная цель искусства — быть востребованным.

 

Никита Долгушин

 

Назад

ПАРТНЕРЫ