Сергей Прокофьев
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

балет в 3-х действиях

Ср | 7 марта 2018|19:00

Рекомендуемый возраст 12+

null
Даты спектакля

Либретто – Валентин Елизарьев по мотивам одноименной трагедии Уильяма Шекспира

Хореография и постановка – народный артист СССР и Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев

Дирижер-постановщик – народный артист России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Геннадий Проваторов

Художник-постановщик – лауреат Государственной премии Республики Беларусь Эрнст Гейдебрехт

Дирижеры – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, обладатель медали Франциска Скорины Андрей Галанов, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко

Продолжительность – 2 часа 35 минут с двумя антрактами

Премьера – 2 ноября 1988 года

 

Джульетта –  Анна Фокина

Ромео – Игорь Артамонов

Тибальд – Юрий Ковалев

Меркуцио – Константин Кузнецов

Лоренцо –  Кирилл Фурман

Граф Парис – Эвен Капитен

Бенволио – Андреа Порро

Дирижер – Андрей Галанов 

Первый акт

Улица

Ночь на исходе. Верона. Короткие часы погрузившегося в дрему города. В ночи шепот влюбленных, объятья, поцелуи. Как будто все дышит любовью… Но что это? Какие странные тени мелькают среди целующихся парочек, прячутся под сводами дворцов и галерей, мелькают на площади. Они повсюду и во всем, они — часть города и жизни его обитателей…

Мечтательный и в очередной раз влюбленный бродит по ночным улицам Ромео.

А вот и его верные друзья Бенволио и Меркуцио, всегда готовые к розыгрышам и мистификациям. Дурачась и дразня, они вспугивают влюбленные парочки. Светает. Вслед за убегающими любовниками уползают и эти странные тени… Пора по домам и нашим друзьям. Только Меркуцио, которому некуда спешить, беззаботно растянулся прямо на площади…

Разгорается утро. На площади появляются первые прохожие. Всех привлекает зрелище уснувшего гуляки. Веронцы не упускают случая подшутить над первым в городе шутником — Меркуцио. Веселые толчки и пинки переходят в искрящийся шутками народный танец, в который втягивается и вконец разбуженный Меркуцио. Все охвачены общим весельем. Но стоило появиться заносчивому Тибальду с друзьями, и толпа испуганно отшатнулась. Тибальд раздражен, как будто ищет повода для ссоры.

Случайно его внимание привлекает парочка. Юноша — из слуг Капулетти — целует девушку — служанку Монтекки. Как они смеют! — и Тибальд бьет слугу. Но тут же слуги Монтекки начинают передразнивать Тибальда, который как разъяренный зверь бросается на первого подвернувшегося под руку. Случайно взгляд его падает на смеющегося Меркуцио. Вот и повод для ссоры, в которой каждая из сторон подзадоривается все более вовлеченной в перепалку толпой. Меркуцио, еще шутя, предлагает промеряться силами на шпагах. Но слуги Тибальда грозно окружают его, и тут на помощь к Меркуцио спешат друзья — Ромео и Бенволио. За своими хозяевами ток же стеной встают стеной слуги Монтекки. Это уже не поединок. Это бой дома на дом, семьи на семью, рода на род. Дерутся слуги, родственники, сыновья и главы враждующих семейств. В перепалку включаются даже сеньоры Монтекки и Капулетти. Все дышат злобой и ненавистью. И тогда снова возникают странные фигуры, порожденные Враждой. Они ликуют, льнут к разгоряченным боем соперникам, и тот, кто оказывается в их «объятиях», навсегда прощается с жизнью. Улицы Вероны обагрены черной кровью Вражды.

Дом Капулетти

Комната Джульетты. Душа этой девочки охвачена то ребяческим беззаботным весельем, то внезапной безотчетной грустью. Неясные мечты и порывы волнуют ее — скоро будет бал, на котором ей представят будущего мужа. Среди грозных каменных стен Джульетта растет, как цветок, совсем не думая о том, что ей уготовила судьба — продолжать род Капулетти.

Бал начинается. Прибывают знатные фамилии Вероны. Среди гостей ее жених — Парис Под маской, украдкой, пробираются в дом и незваные гости — Ромео с друзьями. Всего на одно мгновение сталкиваются Ромео и Джульетта, но этого достаточно, чтоб заметить друг друга. Замечает незнакомца и Тибальд, чуя в нем врага. Он срывает с Ромео плащ, но выдумщик Меркуцио и тут ставит Тибальда в смешное положение. Пышная церемония рыцарских танцев уступает место дуэту Джульетты и Париса. По традиции дома Капулетти происходит посвящение Париса в рыцари.

Джульетте грустно среди этого великолепия. И вновь она видит перед собой незнакомца. Кто он? Джульетта пытается снять маску, однако это не так-то просто: незнакомец не хочет быть узнанным. Но их неудержимо тянет друг к другу. И вот, наконец, Джульетте удается сорвать маску. Ромео узнан. Он из семьи ненавистных Монтекки! Смятение переходит в отчаяние — зачем же ты Монтекки? Но поздно — «я воплощенье ненавистной силы некстати по незнанью полюбила!» Первый поцелуй. Забыв обо всем на свете, они не замечают Тибальда, а он в ярости: Монтекки в доме Капулетти! Тибальд готов тут же убить Ромео, но отец останавливает его: кровь не должна пролиться у них в доме, Ромео должен покинуть бал. И вновь Меркуцио превращает все в безобидную шутку, приковывая внимание и симпатии гостей к себе. Бал окончен. Гости расходятся. Тибальд бросается вслед за Ромео.

Прячась в тени деревьев, Ромео прокрадывается в сад Капулетти. Вот и балкон. Начинается знаменитое адажио, в котором Ромео и Джульетта объясняются в любви.

«Моя любовь без дна, а доброта -

Как ширь морская. Чем больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче»

Второй акт

У Лоренцо

Ромео и Джульетта решают соединить свои судьбы. Они молят отца Лоренцо совершить тайный обряд венчания. Потрясенный силой чувств юных влюбленных, Лоренцо соединяет их руки и обращается к богу с надеждой, что этот союз наконец примирит семьи Монтекки и Капулетти.

Карнавал

Вечер опускается на Верону. В разгаре карнавал с его танцами, масками, розыгрышами, вином и безудержным весельем. В центре всего — любимец толпы Меркуцио. И только Тибальд чужд этому веселью, занятый одной мыслью: найти и убить Ромео, посмевшего перешагнуть законы родовой вражды. Он готов сразиться даже с его другом — Меркуцио, а тот вовсе не ищет ссоры и отшучивается. Их то соединяет, то разъединяет вихрь карнавала, но они уже отмечены Враждой, хотя еще не замечают, что Вражда сделала их своими заложниками, что им суждено стать ее жертвами.

В толпе появляется Ромео, он спешит поделиться с Меркуцио своим счастьем, обнять друга. Тибальд разъединяет их, он жаждет поединка. Ромео отводит клинок, он не желает драться с братом Джульетты. Тогда Тибальд оскорбляет его, стремясь любой ценой вызвать ссору. Теперь Меркуцио готов биться за друга. Но Ромео и ему не дает обнажить шпагу. Будем друзьями! Тщетно. Тибальд не желает примирения. Оскорбления становятся все больнее, и Меркуцио не выдерживает, выхватывает шпагу, услужливо поданную ему Враждой.

В поединке Меркуцио более ловок, чем Тибальд. Вот его шпага у груди обидчика. Но он великодушен. Поединок может считаться оконченным, и Меркуцио спешит обнять первую же красотку в толпе. А в объятиях его все та же Вражда, целующая его и одновременно коварно подающая шпагу Тибальду. Смертельный удар в спину. Меркуцио еще пытается шутить и балагурить, но силы оставляют его. «Чума возьми семейства ваши оба!»

Он умирает на руках у потрясенного Ромео.

Тибальд торжествует. Отчаявшийся Ромео выхватывает подвернувшийся под руку клинок. Клинок, вложенный в его руку Враждой.

Карнавал смят. Маски разбегаются. Стремительный как смерч бой в окружении торжествующих ликов Вражды. Ромео закалывает Тибальда.

Горе в доме Капулетти. Траурное величие погребального шествия — еще одно торжество Вражды. Ромео и Джульетта понимают, что между ними легла пропасть.

«Ромео изгнан!» — это глубина отчаянья без края и без дна!

Третий акт

«нет повести печальнее на свете…»

Комната Джульетты. Последняя ночь перед разлукой. Ромео не может дольше оставаться в Вероне. Нет сил расстаться влюбленным. Наступило утро. «Румяный день и все черней прощанье». Ромео ждет изгнание. Он прощается с Джульеттой. Еще поцелуй — и он уходит.

Джульетта в отчаянии. В комнату врываются сеньор и сеньора Капулетти. Они требуют согласия Джульетты на брак с Парисом. Ее сопротивление только усиливает гнев родителей. Появляется Парис, предлагающий ей свою любовь. Но Джульетта отвергает этот завидный брак. И тогда родители клянутся, что она все равно станет женой Париса.

Оставшись одна, Джульетта в горе и отчаянии не находит себе места. Она бросается к Лоренцо, умоляет дать ей совет. Лоренцо предлагает снотворное, выпив его, Джульетта погрузится в сон, похожий на смерть, и он будет длиться до тех пор, пока Ромео не вернется в Верону. Джульетта с радостью и благодарностью принимает этот план — он спасет ее от ненавистного брака с Парисом. Она спешит исполнить то, что ей сказал патер Лоренцо. Джульетта погружается в сон, для всех кажущийся смертью. И тут же, вместе с этим «сном», облики Вражды подступают к ней, как бы предвосхищая и пророча своим мрачным танцем будущую трагедию и смерть влюбленных.

Фамильный склеп Капулетти. Здесь появляется обезумевший от горя Ромео. Его Джульетта мертва! Жизнь бессмысленна. Остается только одно — соединиться со своей любимой в смерти. Ромео выпивает яд и застывает у тела просыпающейся Джульетты. Страшная правда медленно проникает в сознание Джульетты. Ромео мертв. Зачем ей жить? Она вкладывает в руку Ромео стилет и закалывается. «Нет повести печальнее на свете…»

У бездыханных тел своих детей собираются две семьи — Монтекки и Капулетти. Смерть влюбленных кладет конец многолетней вражде. Отцы подают друг другу руки. Но… «сближенье ваше сумраком объято. Сквозь толщу туч не кажет солнце глаз». Вражда отступает от них, но не уходит.

Она остается среди людей. Потому что остается все то, что не дает ей умереть. Потому что остаются человеческие пороки, которые вновь и вновь возрождают ее. Эта истина продолжает витать над веками и поколениями, над многими и многими трагедиями прошлого и настоящего.

.

 

Назад

ПАРТНЕРЫ