30 марта и 18 апреля в рамках Австрийского культурного сезона в Республике Беларусь на сцене Большого театра Беларуси состоится премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта».
Над воплощением моцартовской оперы работает международная команда во главе с режиссёром-постановщиком художественным руководителем концертного зала «Брукнерхаус» в Линце Ханс-Йоахимом Фраем (Германия), дирижёр-постановщик – Манфред Майрхофер (Австрия), художник-постановщик – Хартмут Шёргхофер (Австрия), хормейстер- постановщик – народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник по свету – Владимир Стерлин (Россия).
Манфред Майрхофер, дирижёр-постановщик: Это последнее произведение Моцарта, которое он создавал как «оперу для народа», в довольно простом стиле. Однако вложил в это произведение весь свой композиторский опыт, поэтому в «Волшебной опере» есть и какие-то простые по мелодике моменты, и довольно сложные, основанные на большом опыте автора.
Я вижу, что белорусским исполнителям нравится работать над оперой, готовить премьеру, с какими бы трудностями мы ни столкнулись. Конечно, я хочу приучить исполнителей к более легкому стилю исполнения, свойственного Моцарту, прошу их отойти от такого тяжёлого и увесистого звучания оркестра, как, например, у Чайковского, или Рахманинова.
Я люблю эту оперу за то, что она представляет собой комбинацию различных стилей, которые отлично чувствуются, но, вместе с тем, произведение является единым целым - в этом проявляется талант Моцарта. В этой опере нет чего-то, что можно было бы сделать лучше, она совершенна.
«Волшебная флейта» – опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, дружбы над враждой. Именно на это противоборство и делают акцент постановщики грядущей премьеры. Режиссёр-постановщик Ханс-Йоахим Фрай и художник-постановщик Хартмут Шёргхофер, разрабатывая концепцию сценографии и костюмов новой постановки, за основу взяли стиль невероятно популярных ныне киносаг и телесериалов в стиле фэнтези: «Властелин колец», «Игра престолов» и др.
В.А.Моцарт условно разделил своё произведение на несколько частей: «тёмный» мир, которым правит Царица ночи - мир драмы. Мир Зарастро – светлый, солнечный, Божественный. А между ними – «средний мир»: мир природы, очень естественный и простой, где живут, например, Папагено и Папагена. В опере также сокрыты элементы, которые касаются истории масонства и церемониалов масонской ложи. Всё это создатели спектакля подчеркнут в сценографии, где будет задействована компьютерная графика и различные механизмы сцены, а смена декораций будет происходить вместе со сменой картин и места действия в опере.
Ханс-Йоахим Фрай, режиссёр-постановщик: «Стиль фэнтези не имеет каких-то временных границ и позволяет воссоздать любой временной пласт, соединить воедино несколько эпох. В этой опере мы сможем представить сцены из любого временного отрезка последних двух тысяч лет. Во всех сериалах и фильмах в жанре фэнтези замешана история средневековья, каменного века, ренессанса, где-то можно проследить даже элементы футуризма. Мы попытаемся нашу постановку сделать именно в этом направлении. Сказка должна получиться наполненной волшебством и фантазией».
СМИ о предстоящей премьере:
Философия оперы: На сцену Большого театра возвращается "Волшебная флейта" Вольфганга Амадея Моцарта https://www.sb.by/articles/filosofiya-opery.html
Нох айнмаль! http://www.vminsk.by/news/279/79568/
"Волшебная флейта" заиграет и в Беларуси: http://www.tvr.by/news/kultura/volshebnaya_fleyta_zaigraet_i_v_belarusi/
Генеральный партнер постановки