Архив новостей

Балетное лето в Большом

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

Балетный блокбастер на Минской сцене

Улькяр Алиева

 



Этот год – юбилейный для балетного мира, который широко отмечает 200-летие со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа. В честь столь знаменательного события Большой театр Беларуси подготовил своим зрителям великолепный подарок – балет «Корсар» на музыку А.Адана, Ц.Пуни, Л.Делиба, Р.Дриго и П.Ольденбургского в хореографии М.Петипа и в новой редакции В.Хомякова. Собственно, нельзя назвать постановку «Корсара» исключительно М.Петипа – великий хореограф украсил французский оригинал великолепными хореографическими картинами собственного сочинения. Изменение оказалось настолько существенным, что уже впоследствии хореотекст балета чаще указывают под именем великого хореографа.

И уже после М.Петипа балет «Корсар» пережил столько редакций, что разобраться в этом балетном море, которое бороздит титульный герой, не берутся даже историки балетного театра. При этом каждый раз редакторы утверждают, что пользуются архивными материалами самого Петипа. Однако почему-то каждый раз (пользуясь единым источником), результаты хореографии получаются разными. Балетоманы в очередной раз удивляются, проверить не спешат и особо не ропщут, потому что основу хореографии М.Петипа все редакторы умудряются сохранять в неизменном виде.

В.Хомяков особо не лукавит, что основа его постановки – это редакция П.Гусева, которая, по мнению автора этих строк, несколько спорная, учитывая, что М.Петипа создал Па-де-де  Медоры и Али, а не Па-де-труа (с участием третьего участника – Конрада), а любовный дуэт в конце второго акта и вовсе приближен к стилистике К.Макмиллана. И даже в плане сюжетной канвы вызывает недоумение, почему у П.Гусева титульный герой вместо того, чтобы бежать вслед за другом спасать любимую, предаётся (перед зрителями) душевным терзаниям.

Ввёл В.Хомяков и свои нововведения как в хореографии (довольно интересный секстет солисток в сцене-картине «Оживлённый сад»), и «парад» персонажей в стилистике Л.Лавровского, догоняющих в финале беглецов. В сцене финального побега, во дворце, стража замечена не была (зачем тогда столько переодетых в паломников-дервишей корсаров и как их вообще впустили в покои правителя?), зато появились два роскошных кресла на колёсиках в виде морских раковин с лампами, на котором восседали две героини (видимо, символизируя две «жемчужины» в гареме восточного правителя). Вместо традиционного гусевского помоста, героиня появляется на невольничьем рынке весьма эффектно - на щите, который на руках поддерживают слуги купца.

Как воспримет публика данные нововведения – дело времени, но сам балет при любом раскладе всегда пользуется успехом у публики. Не спектакль, а настоящий балетный праздник, в котором есть все: исторический колорит, капитан-романтик, любовь, романтика, мелодраматические страсти, встречи и расставания, предательство, мятеж, переодевания, побег из сераля, па-де-де с вариациями, большие прыжки по кругу, 32 фуэте, классические пачки. Словом, все то, что составляет суть классического балета. А если добавить ещё и барочный антураж, «приправленный» пряностями Востока, то постановка стала вполне предсказуемой удачей в театральном смысле.

Сценография, пожалуй, самого титулованного и талантливого художника-постановщика Вячеслава Окунева, вновь радует зрителей и яркими красочными картинами, и историческим колоритом, и эффектными, великолепными кораблями в разных ракурсах – бакбортом (левым боком судна), и форштевнем (носовой частью корабля), и живописным рядом сценических костюмов. Что ни говори, театр и, тем более балетный, искусство визуальное, и яркая сценография – всегда существенный бонус в восприятии спектакля.

Сам же сюжет балета довольно запутан – три друга-корсара (один из которых в последствии становится предателем) и две подруги, у которых просто дар встревать во всевозможные неприятности, после чего они каждый раз оказываются в руках купца-рабовладельца Ланкедема, который не оставляет попытки продать их Сеиду-паше. Но всё заканчивается голливудским happy end’ом (счастливым концом), а четвёрка влюблённых в финале бороздит море любви в прямом (сбегая от паши) и в фигуральном смысле. И глядя, с какой лёгкостью персонажи этого балетного блокбастера справляются со всеми трудностями, невольно вспоминаются слова музыканта и танцора Джеймса Брауна о том, что «Любую проблему на свете можно решить танцуя». Тем более имея такой великолепный состав исполнителей.

В партии главного балетного корсара – Конрада –великолепно выступил Михаил Лобухин. Харизматичный премьер Большого театра России с великолепными высокими зависающими прыжками и выразительной жестовой пластикой создал брутальный образ предводителя корсаров – Конрада, который тем не менее, аккуратно «аккомпанировал» в дуэтах своей очаровательной партнёрше Медоре – Яне Штангей.

В свою очередь, очень техничная обворожительная молодая прима белорусского театра блистала в пальчиковой и прыжковой вариациях, с лёгкостью порхала в турах и блистательно, не сходя с «пятачка», открутила смерчевые тройные обороты в фуэте и бесстрашно «сражалась» с гипотетическим врагом за сердце Конрада в танце лукавого «Корсарчика».

Великолепно смотрелся Pas de slave  - в исполнении ведущих солистов театра – блистательного Такатоши Мачиямы в партии купца Ланкедема и очаровательной Александры Чижик в партии его невольницы – Гюльнары. Это была сцена-спор, сцена-соперничество двух настоящих профессионалов, невероятно тонко, словно играючи, перетягивающих внимание, успех на себя. И публика, словно поймав этот драйв, невероятно бурно реагировала не только на каскад saut de basque Т.Мачияма, но и на каждый пируэт А.Чижик, а в финальных coupe jete en tournant en manege (прыжок с полуоборотом по кругу) заглушила своими аплодисментами и сам оркестр. Отдельной строкой хотелось бы отметить, что весьма артистичный Т.Мачияма в пантомимных сценах был просто неподражаем – комиковал вовсю, создавая образ хитрого, юркого, жадного и трусливого рабовладельца, вызывая улыбку на протяжении всего спектакля.

Али – Олег Еромкин демонстрировал свою удаль в турах и гранд пируэте, балетный Иуда – Бирбанто в исполнении Ивана Савенкова неистовствовал в гневе, а три одалиски – Виктория Тренкина, Людмила Уланцева и Надежда Филиппова – аккуратно вычерчивали хореографию.

«Корсар» относится к числу масштабных балетных спектаклей (в плане количества занятых в спектакле исполнителей и артистов миманса). Благодаря чисто французскому вкусу и мастерству композиционных построений М.Петипа появилась сцена гарема «Оживлённый сад» на музыку Л.Делиба, а благодаря его искусству интриги в завоевании влиятельных покровителей –  «Танец невольниц» на музыку князя П.Ольденбургского. Роскошному женскому кордебалету Большого теара Беларуси весьма достойно противостоял мужской в мускульно-ритмичном «Танце корсаров». И две кордебалетные группы балетной труппы театра с бриозным наполнением (с «огоньком») зажигали в примирительном «Форбане».

Отметим второй вечер подряд весьма слаженное (за некоторым исключением) звучание оркестра театра под управлением маэстро Николая Колядко, который не только не мешал танцевать, но и удачно попадал с танцорами в унисон, позволяя солистам больше поразить публику и эффектными прыжками, и умением играть темпами во вращениях.

Что же, спектакль «Корсар» со счастливыми  влюблёнными пустился в очередное плаванье, открывая публике безоблачный горизонт для последующих вечеров замечательного Минского фестиваля «Балетное лето в Большом».

 

 

 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ