Архив новостей

Памяти балерины

4 марта исполнилось бы 95 лет народной артистке Беларуси балерине Лидии Михайловне Ряженовой. Пятьдесят шесть лет она посвятила театру, из них 21 год блистала на его сцене.

Выпускница Московского хореографического училища, Лидия Ряженова приехала в Минск сразу после его окончания в 1947 году. Уже вскоре главный балетмейстер театра Константин Муллер доверил ей первые ведущие партии. Вначале была Надейка в «Князе-озере», затем Мария в «Бахчисарайском фонтане» и, наконец, мечта любой балерины – Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». После исполнения этих партий балерина по праву заняла ведущее положение в труппе,  став одной из самых ярких звезд белорусского балета. Ее исполнение покоряло зрителей изяществом, благородством, проникновенным лиризмом и редкой драматической глубиной. Вместе со своим партнером Валерием Мироновым она была первой среди наших артистов, кто выехал на гастроли в зарубежные страны.  Номер «Весна», поставленный Ростиславом Захаровым для дуэта Ряженовой и Миронова еще в балетной студии в Куйбышеве и показанный в 1949 году на Международном фестивале молодежи и студентов в Будапеште, имел ошеломляющий успех.  Балерина с успехом танцевала  в США, Польше, Албании, Индии, Таиланде и других странах.  «Когда Лидия Ряженова и Валерий Миронов, прекрасные исполнители классического балета, появляются на сцене и воплощают своим танцем «Весну» Грига, человек по-настоящему чувствует радость и опьянение весной», - отмечала после их выступления стамбульская газета. А король Камбоджи Нарадом Сианук был настолько впечатлен танцем балерины, что вручил ей орден своей страны.

Еще один яркий эпизод творческой судьбы Лидии Ряженовой – участие в знаменитой Декаде белорусского искусства в Москве, которая прошла в 1955 году. Лидия Михайловна вышла на сцену Большого театра в балете «Пламенные сердца», который поставил приглашенный в Минск знаменитый танцовщик и хореограф Алексей Ермолаев. После выступления в Москве Лидия Михайловна была удостоена звания народной артистки Беларуси. Пресса с восторгом отзывалась о ней:  «Широкие жесты, скульптурность танцевальных линий, четкость выявленного характера заставляют верить актрисе Ряженовой, что перед нами истинно «пламенное сердце».

В ее творческой биографии не было «случайных», проходных ролей. Каждая была результатом большого труда, подытоживала определенный период ее жизненного и творческого движения вперед. Общим же, по мнению критиков, было то, что все героини Ряженовой «человечные, обаятельные и разные, живые, мыслящие и глубоко чувствующие», будь то Жизель или Китри, Маша или Аврора, Никия или Одетта-Одиллия, Мария или Медора.

Попрощавшись со сценой, Лидия Ряженова не покинула театр, продолжая служить ему. Она возглавила театральный архив, став, по сути, первым архивариусом белорусского Большого театра. Многое в истории театра сохранено именно благодаря ей. Тысячи фотографий подписаны ее аккуратным почерком.

Многочисленные посетители архива далеко не всегда могли догадаться, встречаясь с этой миниатюрной, доброжелательной женщиной, что перед ними – блистательная балерина, всю свою жизнь посвятившая театру.

10 марта в память о выдающейся балерине Большой театр Беларуси посвящает ей показ балета «Жизель, или Вилисы» Адольфа Адана. Главную партию в спектакле исполнит заслуженная артистка Республики Беларусь Людмила Хитрова.
Дирижер – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко.

Лидия Ряженова

Лидия Ряженова

 

Лидия Ряженова

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ