Архив новостей

Эхо премьеры

 

Осенью прошлого года постановка «Саломеи» была, пожалуй, самым ожидаемым событием театрального Минска.

Как известно,  первый показ оперы Рихарда Штрауса «Саломя» состоялся, пусть и неофициально, в атмосфере почти скандала и полагающейся интриги. Официальную премьеру в минском Оперном перенесли, что дало возможность дополнительного генерального прогона "для своих". Едва-ли на четверть, или на 1/5 заполненный зал, в зале режиссер Михаил Панджавидзе, преподаватели и студенты БГАМ, артисты дублирующих составов и прочие люди сцены, ямы и закулисья.

Дирижировал Виктор Плоскина. Четверной состав оркестра. Фантастически сложная партитура. Всё отлажено так, как будто это идеально смонтированная студийная запись, но при всех достоинствах живого выступления. Собственно, весь потенциал, вся эффектность постановки оказалась реализована благодаря альянсу дирижера и режиссера.

Саломея (сопрано) - Екатерина Головлева;
Иоканаан (баритон) - Станислав Трифонов.
Иродиада – (меццо-сопрано) – Оксана Якушевич


Это, пожалуй, лучшее, что я когда-либо видел и слышал в минском Оперном, и, по экспертной оценке пригласившего нас человека, а также его коллег, лучшее исполнение данного произведения. Предыдущие дополнительные прогоны премьеры позволили  отыграть этот во всех отношениях весьма сложный «блокбастер» до совершенного исполнения.  Михаил Панджавидзе уже давно известен минской публике по таким впечатляющим постановкам, как «Аида», «Макбет», «Набукко» и «Турандот», но здесь он, пожалуй, превзошел их все вместе взятые. Речь не только о масштабе, но «Саломея» через сценографию, костюм, построение мизансцен, была превращена в метапроизведение с отсылками ко многим культурным кодам.

Дирижер выжал из оркестра то самое, не отпускающее не на секунду, мощное, захватывающее звучание, которое с начала и до конца спектакля держало словно натянутую струну между оркестром, сценой и зрителем. Тем, кто был не в восторге от предыдущих прогонов 7 и 9 сентября можно только заметить, что качество исполнения, во многом зависящее от количества репетиций,  к третьему разу было отточено до безупречности.  
Возмущаться о содержании спектакля могли только те, кто слышал звон, да не в курсе, о чем, собственно. Библейско-евангельская основа сюжета без искажений. Интерпретация Оскара Уайльда не нарушает главной морали, но даже усиливает ее почти до проповеди. Да, акцент сделан не на фигуре св. Иоанна Предтечи. Он здесь нравственным камертоном. Опера о всеразрушительности неконтролируемой похоти. То самое, знаменитое, примерно звучащее как "чтобы победить соблазн, нужно ему поддаться" в виде сомнительной победы террориста-смертника, от которой страдают и погибают все, кто оказался поблизости. История о праведнике и нимфоманке, получившей отказ и совет о покаянии вместо поцелуя. Праведник остался собой, но вся болезненная, невротическая, маниакальная похоть представлена так, что выглядит инфернально чудовищно. Если вначале Саломея очаровывает, то с развитием сюжета ее образ становится все более отталкивающим. Даже царь Ирод (одетый в костюм итальянского фашиста - режиссерский привет Вагнеру и Р. Штраусу) на ее фоне производит впечатление, если не набожности, то некоторого суеверного здравомыслия, испорченного, опять же, похотью. И все это беснование, на грани очарования/отвращения в минской постановке показано совершенно целомудренными средствами. Никаких откровенных костюмов, провокативной хореографии. Все передано через намек, метафору, иносказание. Даже отсеченная голова на серебряном блюде показана как виноградные грозди. Образ Иоканаана в традиционной библейской иконографии. Антагонисты - стилистический микс начала прошлого века и наших дней. Дворец Ирода - вращающийся (и все-таки!) корабль, напоминающий "Титаник". Наш модерновый, постмодерновый, языческо-секулярный мир против библейского пророка. Так что, особо чувствительным и строго чтящим рекомендую скорее увидеть, чем ругать необоснованно. Или воздержаться от голословных суждений. По телевизору святотатства и срамоты куда как больше даже в прайм-тайм по государственным каналам. И что? Ничего. Смотрите на здоровье. Кушайте! Но лучше в виде искусства, а не чернухи из сериалов.

Спектакль состоялся! Браво!
Александр Морунов, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ