А.Петров
«Сотворение мира»
Сотворение мира» - первый «полнометражный» балет Валентина Елизарьева. На сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси премьера состоялась 11 апреля 1976 года. Редакция либретто В.Елизарьева и Е.Лысыка, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик В.Мошенский, балетмейстер-постановщик В.Елизарьев, художник Е.Лысык, хормейстер Г.Луцевич
«С большим волнением и интересом ожидал я премьеры спектакля в Белорусском театре оперы и балета. Побывав на спектакле, постановка которого осуществлена В.Елизарьевым, Е.Лысиком и В.Мошенским, я смело могу сказать, что пока это самое яркое и эмоциональное воплощение балета из всех, что были сделаны в нашей стране и за рубежом.
Своеобразие спектакля в том, что постановщики нашли необычное и индивидуальное прочтение балета, и это прежде всего относится к работе балетмейстера, которая показала его способность решать сложнейшие и масштабнейшие проблемы в искусстве. Спектакль получился лаконичный, стройный по драматургии и совершенно новый по хореографическому воплощению.
Очень талантливо, своеобразно и индивидуально художественное решение спектакля Е.Лысиком. Здесь достигнуто удивительное гармоническое единство театральной декорации и живописных панно, представляющих, по-моему, самостоятельную художественную ценность.
Я получил огромную радость от этого спектакля, от встречи с замечательными солистами, балетной труппой и оркестром».
Андрей Петров
Представление макета спектакля "Сотворение мира"
«Когда я познакомился с музыкой «Сотворения мира» Андрея Петрова, я понял, что она гораздо глубже и масштабнее, чем юмористические рисунки Жана Эффеля, её вдохновившие. Бог создал человечество, а уже оно, в свою очередь, создаёт современный мир, в котором должна жить надежда и гармония. Человек не только творение Божье, но и продолжатель самого божественного смысла - жизни. Я задумался над тем, как можно передать вселенский характер этой темы, заговорить не только о человеке, боге и дьяволе, но осмелиться и начать говорить о всём человечестве и о том, что его может ожидать. В моей концепции, в особенности в новой версии, не осталось ничего от юмористического первоисточника как такового, здесь я отталкиваюсь только от музыки композитора и библейской истории.
Мой замысел поддержал Андрей Петров и специально создал новую редакцию балета для нашей постановки. Впоследствии он неоднократно называл эту версию самой лучшей среди всех постановок того времени.
О чем получился балет? О созидании самого себя, своей личности. О жажде совершенства. О любви мужчины и женщины. О борьбе со злом. Я с упоением работал над этой темой. И у меня был замечательный соавтор - гениальный театральный художник Евгений Лысик. Этот человек оказал на меня огромное художественное влияние. Мы вместе изучали Библию, «Божественную комедию» Данте, космические полотна литовца Чюрлениса и образы «Страшного суда» Микеланджело».
Валентин Елизарьев
Во время обсуждения концепции спектакля "Сотворение мира"
Е.Лысик, А.Петров, В. Елизарьев
На генеральном прогоне спектакля "Сотворение мира"
Фрагмент спектакля "Сотворение мира". Л.Бржозовская и Ю.Троян
В.Елизарьев, А.Петров, В.Иванов
«Елизарьев прежде всего отказался от стиля рисунков Жана Эффеля, которыми вдохновились ленинградские хореографы, и перевёл образы главных героев в иное русло: Бог у него не был добродушным велеречивым старичком с залысинами и сединой, а напоминал скорее молодого Христа, в хитоне и венце. […] Важно то, что во втором акте В.Елизарьев вообще отказался от мифа, от персонажей рая и ада, от юмора, связанного с ними, и перевёл разговор в иной план, реальный и вполне серьёзный. Человек, Адам, уходил от Бога и Чёрта и сам создавал свою историю и самого себя. Мифологическая комедия превратилась в подлинную жизненную драму, главным содержанием которой становилась человеческая история, наполненная борьбой, напряжением, потерями и страданиями (всё это прекрасно передавалось балетмейстером в симфонической по структуре хореографии, где полифонию, контрапункт создавали пластические темы солисты и массы), заканчивалась катастрофой, в которой в те времена безошибочно угадывалась атомная. [...]
В «Сотворении» было сплетено в единое целое комедия и трагедия, лирическое и гротесковое, современная пластика и академический танец, зрелищность и философичность. Собственно, на этот стиль настраивала уже музыка А.Петрова, где органично сочетались современный симфонический язык и авангардная сонористика, симфоджаз и стилизация под старину. Полистилистика Петрова позволила Елизарьеву перекинуть мосты от прошлого к настоящему, сделать миф о создании Богом Адама и Евы реальной историей человечества, от непритязательной камерной комедии взмыть к высотам масштабной трагедии».
Юлия Чурко
После спектакля. В центре: В.Мошенский, В.Елизарьев, А.Петров
Новые авторские редакции хореографии балета были созданы Валентином Елизарьевым в 1998 и в 2019 годах.
«Спектакли для меня как люди: они имеют свою дату рождения, свои этапы взросления, подъём, кульминацию. С течением времени меняются исполнители, стареют декорации, балет словно «затанцовывается». Сейчас я делаю новую авторскую редакцию балета, потому что понимаю: поставить спектакль в том виде, в котором он существовал десятилетия, мне неинтересно. Да и в театре сменились поколения артистов, вот от их индивидуальностей и творческих возможностей и буду отталкиваться, чтобы глубже раскрыть тему человека и человечества в целом.
В новой редакции балета я, в первую очередь, сохраняю сценографию. Это авторская живопись, уникальное произведение искусства, к которому нужно относиться как к музейной ценности, ценности художественной и материальной. Это необходимо сберечь для зрителя и вдохнуть новую жизнь».
Валентин Елизарьев
На репетиции новой редакции балета
На репетиции новой редакции балета
Т.Мачияма и В.Елизарьев