Новости

Критик Улькяр Алиева о конкурсе

 

Генеральный партнер

 

 

Великолепный финал
(об итогах III Минского международного Рождественского конкурса вокалистов)

Улькяр Алиева


Финал Минского международного Рождественского конкурса вокалистов всегда вызывает ажиотаж у белорусских меломанов, что наглядно подтверждает аншлаг в зрительном зале. Что же, услышать тех, кого международное жюри сочло достойным для выхода финал, всегда интересно, тем более, когда выступления финалистов (исполнение развёрнутых оперных сцен) проходит не в рамках сугубо концертного исполнения, а в формате semi-stage (нечто среднее между форматом классического концерта и пышной полноценной постановки). И если для большинства финалистов оперная сцена и сопровождение симфонического оркестра – привычная практика, то, судя по анкетным данным, для Карины Хэрунц и совсем ещё юной казахской исполнительницы Назым Сагынтай, это - редкая возможность ощутить «вкус» большой оперной сцены, почувствовать опьяняющую «сладость» аплодисментов зрителей и «дыхание» более опытных и именитых партнёров по сцене  (ведущих солистов Большого театра Беларуси – Елены Бунделевой, Натальи Акининой, Сергея Франковского, Алексея Микутеля, Владимира Громова, Дмитрия Капилова и (особо хотелось бы отметить) великолепного Владимира Петрова, франтоватого Илью Сильчукова, столь органично смотревшегося в партии педантичного Онегина, и очаровательную Анастасию Москвину с её кристально-чистым сопрано).


К третьему туру все финалисты подошли с чисто практической точки зрения (что неудивительно): был отобран наиболее часто встречаемый репертуар, который идёт на подмостках большинства оперных театров постсоветского пространства. Программа разделилась почти пополам, в равной степени охватив музыку итальянских классиков (5 номеров) и  композиторов русских (6 номеров), что дало финалистам возможность  продемонстрировать своё исполнительское мастерство. Если музыка Дж.Россини, Дж.Верди и Дж.Пуччини, при всей своей божественной красоте, глубине и бравурной эффектности, - открывает для исполнителей  широкий простор для эмоциональной выразительности, то музыка русских композиторов - М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова – потворствует к полному слиянию музыкальной выразительности (фразировки, градацию звучания голоса) с поэтическим текстом и его метафорическим отражением в слове.


Два российских меццо - Финогентова Маргарита и Хэрунц Карина - выбрали дуэт Розины и Фигаро из оперы «Dunque io son… tu non m’inganni?..» из первого акта оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник». Белорусскому баритону (Владимиру Громову) в костюме арлекина дважды приходилось в течение одного вечера объясняться в серьёзности намерения графа - Линдора двум очаровательным вокалисткам, а, учитывая то, что уже в «Свадьбе Фигаро» сам В.Громов исполняет партию графа, то ситуация выглядит весьма двусмысленной. Выбор красивый, но довольно коварный для исполнения. При этом режиссёры гала-концерта - Наталья Барановская и Дарья Потатурко - сохранили антураж двух выступлений (художник Александр Костюченко), - и даже мизансцены, - в неизменном виде, предоставляя  зрителям возможность  самим сделать вывод о том, какое выступление стоит считать лучшим .


С колоратурными трудностями партии Розины обе вокалистки справились весьма прилично, хотя особого технического блеска в вокальном исполнении не наблюдалось: были довольно точные пассажи, без особого напряжения взятые предельные ноты верхнего регистра, но вот лёгкости и свободы двум вокалисткам явно не хватало (возможно, сказывалось конкурсное волнение и усталость).


Белорусское меццо, – рослая красавица Екатерина Михновец, - выбрала эффектную в плане исполнения сцену Любаши и Грязного «Ступайте все…Зачем ты? … Я спросить тебя хотела…» из оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. У этой вокалистки довольно мощная энергетика, и потому партия оказалась не только «по голосу» молодой вокалистке, но и позволила ей воссоздать образ и психоэмоциональную сферу отверженной женщины. Правда, образ оказался несколько агрессивным (он выглядел так, будто артистка шла на таран на своего партнёра Владимира Петрова – Грязного), оттого становится понятно, почему герой-опричник предпочёл при первой же возможности сбежать от столь решительно настроенной любовницы.


Третье российское меццо – Наталия Ляскова - выбрала весьма скромное любовное признание Кончаковны «Ты ли, Владимир мой…» к княжескому сыну (Алексей Микутель) из оперы «Князь Игорь», в котором исполнительница не смогла в полной мере реализовать и показать свой талант (учитывая, что в первом туре вокалистка выбрала каватину Кончаковны, думается, что этот выбор был обусловлен, прежде всего, тем, что эта партия входит в репертуар певицы и ,среди прочих, хорошо выучена). И, как итог, все четыре меццо, замечательно проявившие себя во втором туре, остались «за бортом» призового подиума.


А вот у теноров, которые довольно бледно проявили себя во втором туре, открылось поистине «второе дыхание». Армянский тенор Тигран Оганян в знаменитой сцене-дуэте («с ключом» Рудольфа и Мими из оперы «Богема» Дж.Пуччини) покорял бедную белошвейку и заодно публику своим пластичным голосом с бархатным оттенением и роскошными верхами, а его белорусский коллега – Александр Михнюк - не без надрывного отчаяния прощался с любимой женщиной и своим будущим в хрестоматийной арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» и весьма эффектно падал, сражённый пулей на дуэли. В результате, международное жюри конкурса присудило Гран-при IІI Минского международного Рождественского конкурса вокалистов Тиграну Оганяну, а  IІ премию – Александру Михнюку.


Огромного успеха на конкурсе добился российский контртенор Андрей Немзер. Когда А.Немзер закончил исполнять развёрнутую арию Ратмира из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила», овации потрясли весь театр: голос сам по себе уникальный, на протяжение всех трёх отборочных туров у российского исполнителя звучал ровно, наполненно во всех регистрах, включая сильные верхи, коими А.Немзер поразил всех (не говоря уже об актёрской стороне). Первая премия конкурса – достойная награда для такого талантливого исполнителя, выступление которого может стать подлинным украшением для барочных опер и ораторий, а также музыкально-сценических произведений эпохи классицизма.


Из трёх представленных в финале сопрано самым ярким и грамотным  было признано выступление россиянки Зарины Абаевой и III премия – закономерный успех вокалистки, во всех трёх турах демонстрировавшей  хорошую вокально-техническую основу: красивый тембр, прекрасная фразировка, а также подлинный артистизм. А в финале публика и вовсе увидела истинную Татьяну (финальная сцена-объяснение из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин») – уверенную, спокойную в своём праве на счастье, - образ, в котором артистка раскрылась как истинный оперный профессионал.


А вот два сопрано – Маргарита Левчук (приз зрительских симпатий) и Назым Сагынтай – оставили неоднозначное впечатление. Молодые вокалистки, в силу возраста и небольшого опыта, надеются на свои связки и заученные эффекты. Хороший голос, театральный нажим в особо чувствительных местах могут найти восторженные отклики у части аудитории, но всё это будет привносить несколько поверхностное отношение к искусству.


Хотелось бы отметить некоторую сценическую скованность казахской исполнительницы, и пока еще отсутствие чувства сцены у белорусского сопрано. Современный оперный театр требует не только наличия хороших голосов, но и определённого актёрского мастерства, перевоплощения в художественный образ, облик героя/героини с соответствующей жестовой пластикой. Когда-то сам Р.Вагнер, определяя принципы оперной драматургии, писал: «Жест, вместе с оркестровой мелодией, составляет такое понятное целое, каким является словесно-звуковая мелодия сама по себе». Соединение музыки и артистизма не только влияет на глубину раскрытия чувств и переживаний, но и на «читаемость» для зрителей, когда чувства становятся предельно понятнымb без поясняющего переводческого подстрочника.


В связи с этим, по итогам всех трёх туров, хотелось бы отметить, общую художественную сторону выступления многих молодых конкурсантов. Каждый форум такого уровня, как Минский международный конкурс молодых вокалистов, сродни зеркалу, отражает картину состояния данной области исполнительского искусства. И сегодня в этом зеркале проглядывается очень актуальная для молодых конкурсантов проблема, а именно, - роль педагогов в формировании творческого облика вокалистов. Педагог, прежде всего, должен быть Наставником, и отсутствие требовательности со стороны преподавателей к постановке голоса, дыхания, выбора репертуара вызывает некоторое недоумение, а ведь уровень мастерства – зеркало работы педагога. При этом важна не только вокально-техническая основа, но и сценическая культура молодых исполнителей, включающая в себя всё: артистизм, выбор сценического костюма (часто весьма неординарного, в том числе и при награждении победителей – всё же, можно было приодеться к официальной части мероприятия, дабы выглядеть соответствующим духу вечера), выход на сцену (жюри часто наблюдало сутулые спины и корявую походку), поклоны (некоторые конкурсанты умудрялись чуть ли не челобитную в пол отбивать).


Отдельной строкой хотелось бы отметить великолепное выступление российского бас-баритона Олега Бударацкого (хотя сам исполнитель себя ассоциирует с высоким басом), который, к вящему сожалению публики, остался без приза. Замечательный, с красивым насыщенно-сочным по тембру голосом, с уверенным владением оным на всем диапазоне; экспрессивная манера пения позволила ни разу не прибегнуть к форсированию; прекрасная дикция и просто великолепное актёрское перевоплощение, его каждый выход на сцену становился мини-шедевром и мини-подарком для публики. И в финале Олег Бударацкий был неподражаемо убедителен в партии Владимира Галицкого из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина. Сыграть пьяного на сцене – не под силу даже многим именитым драматическим исполнителям, но О.Бударацкий очень убедительно разыграл все стадии алкогольного опьянения (вплоть до финала, в котором плашмя рухнул на сцену),  при этом умудряясь великолепно вести вокальную часть свое выступления. По-сути, молодой российский исполнитель - уже состоявшийся артист, и хочется пожелать О.Бударацкому сберечь, не растерять свой талант.


В целом, финал получился ярким, экспрессивным и зрелищным. Руководство Большого театра Беларуси специально, дабы избавить публику от меланхолического сна во время голосования жюри, решило заполнить эту, своего рода, «техническую паузу» выступлениями победителей и призёров предыдущих вокальных конкурсов – Надежды Павловой, Елены Стихиной, Виктора Менделева, Ильи Сильчукова, Михаила Малафия, Лаши Сеситашвили и Рамиза Усманова. Во время их выступлениий публика смогла убедиться в том, насколько ( в профессиональном плане и в плане сценической свободы) смогли в лучшую сторону измениться вокалисты , и несомненно, что отправной точкой для их оперных путей и сценического успеха стал Минский международный Рождественский конкурс вокалистов. Из этой феерии музыки и голосов хотелось бы отметить блестящее исполнение Надеждой Павловой арии Кунигунды из мюзикла «Кандид» Л.Бернстайна, разыгравшей его в стиле гиперболического гротеска «Кабаре» Лайзы Минелли. Замечательный комедийный талант Ильи Сильчукова в знаменитой каватине Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» Дж.Россини: вышел на сцену и пропел первые ноты контртеноровым голосом (добродушная пародия призёра конкурса Андрея Немзера), снял ненавистный тугой пояс, перехватывающий дыхание, и отпихнул его ногой подальше, – и публика окончательно покорена. Нельзя не отметить замечательный дуэт Михаила Малафия в партии Дона Карлоса и Лаши Сеситашвили в партии Родриго из оперы «Сила судьбы» Дж.Верди.


В целом, великолепно организованный финал стал истинным украшением этого незабываемого вокального форума молодых исполнителей. Автор этих строк присоединяется к поздравлениям победителей и лауреатов III Минского международного Рождественского конкурса вокалистов. Думается, не стоит ловить напрасным взором возможное будущее всех финалистов и участников конкурсов – оно зависит, прежде всего, от самих молодых вокалистов: их труда в плане освоения профессиональных навыков, нового репертуара, и, конечно же, от толики удачи судьбоносных моментов. А Минский конкурс вокалистов плавно «перетекает» в не менее яркий VII Минский международный Рождественский оперный форум, который, судя по программе, подарит незабываемые мгновения любителям оперного классического искусства, включая гастроли прославленного Одесского оперного театра. А это значит, что белорусских меломанов ждёт настоящий Большой праздник.

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ