Большой театр Беларуси впервые выступил на престижной музыкальной площадке – в концертном зале «Брукнерхаус».
Более 100 белорусских артистов в начале октября отправились в Австрию – принять участие в фестивале, который ежегодно проходит в Линце в честь композитора Антона Брукнера. Начиная с 1974 года, когда и прошел первый музыкальный фестиваль, его организаторы каждый раз пытаются сделать нечто особенное, что отличало бы это мероприятие от всех остальных.
И этот фестиваль действительно стал особенным, потому что зрители «Брукнерхауса» смогли впервые увидеть и оценить белорусских артистов – солистов оперы, артистов хора (главный хормейстер – народная артистка Беларуси, обладатель Ордена Франциска Скорины, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович) и оркестра Большого театра Беларуси. За дирижерским пультом два вечера подряд был обладатель медали Франциска Скорины Андрей Галанов. Зрители, пришедшие 1 октября на фестиваль, услышали «Серенаду для струнного оркестра» П. Чайковского, «Классическую» симфонию С. Прокофьева, сцены и арии из опер «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Алеко» С.Рахманинова.
А 2 октября в 1-м отделении было представлено концертное исполнение оперы «Иоланта» П. Чайковского (Иоланта – народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Анастасия Москвина, Водемон – лауреат международного конкурса, обладатель медали Франциска Скорины Эдуард Мартынюк, Роберт – лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины Илья Сильчуков, Рене – заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий, Эбн-Хакиа – заслуженный артист Республики Беларусь, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Станислав Трифонов), во 2-м – кантата Г.Свиридова «Курские песни» для хора и симфонического оркестра, а также сцены из оперы А.Бородина «Князь Игорь» (финал 1-го действия и «Половецкие пляски»).
– Иоланта – непростая роль, – призналась Анастасия Москвина. – По сюжету это юная, трепетная девушка, но как раз очень молодые солистки спеть эту партию и не могут: она – для более крепкого голоса, я бы сказала, драматического сопрано. Вот и продолжаю, находясь в образе Иоланты, работать над качеством звука: он должен быть небесным, практически ангельским. Да и концертная постановка, естественно, отличается от спектакля. Здесь нет декораций – все зависит от твоего мастерства владения голосом. Кроме того, ты постоянно находишься на сцене и не можешь себе позволить расслабиться – должен быть постоянно в образе, ведь на тебя устремлены взгляды всего зала. И ты обязан выдать максимальный результат. Для певцов это серьезный опыт на выносливость и даже психологическую устойчивость…
Но наши блистательные артисты прекрасно выступили на фестивале, что доказали несмолкаемые овации и крики «Браво!». Даже можно не сомневаться, что это выступление на фестивале в Линце белорусского Большого было не последним.
Пресса о выступлении коллектива Большого театра Беларуси:
Brucknerfest: Bolshoi-Theater führte Tschaikowsky-Oper „Iolantha“ konzertant auf
Anastasia Moskvina, Solistin des Bolshoi-Theaters
Von Georgina Szeless
Das Hauptwerk des rein aus russischer Musik bestehenden Programms war Tschaikowskys außerhalb von Russland kaum beachtete einaktige Oper „Iolantha“, deren konzertante Aufführung durch Orchester, Chor und Solisten des Bolshoi Theaters der Republik Weißrussland begeistert in Linz aufgenommen wurde. Leider von zu wenig Besuchern im Großen Saal des Brucknerhauses, die Montagabend umso heftiger auf das Dargebotene reagierten.
Tschaikowskys Rang als Komponist von immerhin zehn Opern leidet vielleicht etwas unter der Popularität seines umfangreichen Schaffens an Symphonien, Kammermusikwerken, Liedern oder anderer Musik. Auch überragen seine zu den besten Opern gehörenden „Eugen Onegin“ oder „Pique Dame“ das stark von Lyrismen bestimmte letzte Bühnenwerk des Russen, oder ist vielleicht auch die Schwäche des Librettos zu „Iolantha“ vom Bruder des Komponisten schuld an der Vernachlässigung? Das Stück spielt im Mittelalter und erzählt frei nach einem dänischen Theaterstück von einer schönen Königstochter, die blind ist, ohne es zu wissen, und die der Vater von der Außenwelt versteckt, damit sie ihre Krankheit nicht erfährt. Als sie von einem Grafen überrascht wird, in dessen Stimme sie sich verliebt, gelingt dem Arzt das Wunder der Heilung. Sehend schließt sie den Grafen in die Arme, auf einen für sie bestimmten Herzog verzichtend.
Die besten Stimmen des renommierten Hauses
Tschaikowsky erlebte knapp ein Jahr vor seinem Tode 1893 die St. Petersburger Uraufführung, die großen Erfolg hatte. Die Presse meinte es nicht so gut mit dem Werk. Für diesmal soll dies nicht zählen. Bedauerlich war nur, dass die Namen der Sänger im Programmheft ungenannt blieben und man nur mit Vorkenntnis die Zuteilung der ohnehin wenigen Rollen für Sopran, Tenor, Bass und Mezzo schaffte. Es wurde natürlich russisch gesungen, sicher von den besten Stimmen aus dem erst 2009 neu eröffneten Haus mit einem Repertoire von über 60 weltbekannten Opern. Auch das Orchester des Bolshoi-Staatstheaters zählt zu den renommiertesten Klangkörpern der ehemaligen Sowjetunion. Der etwa 80-köpfige Chor erwies sich ebenfalls als Aushängeschild. Ohne Showgeste mit spürbarer Ehrfurcht vor dem Werk führte den hoch qualifizierten Apparat Andrei Galanov am Pult bei einer Musik, deren Farbigkeit und fast impressionistische Feinheit der Harmonik faszinieren, man nehme nur den zart instrumentierten Lichthymnus der Arie des Grafen.
Einen nicht uninteressanten Beitrag aus Russlands Gegenwartmusik bildeten die „Kursker Lieder“ von Georgy Swiridow (1915-1998), immerhin einem Schostakowitsch-Schüler. Und nicht bloß als Programmfüller gelang den Gästen danach ein Ausschnitt aus Borodins einziger Oper „Fürst Igor“ mit dem Finale des 1. Aktes und den mit unwahrscheinlichem Einsatz von Temperament und russischer Ausgelassenheit servierten „Polowetzer Tänzen“. Großer Jubel.
Фольксблатт / Линц
Любовь даже может сделать зрячим
Брукнерфестиваль: Большой театр Беларуси представил в концертном исполнении оперу П.И. Чайковского «Иоланта».
Центром программы, состоящей из произведений русского репертуара, которую представили оркестр, хор и солисты Большого театра Республики Беларусь в рамках Брукнеровского фестиваля 2017, стала мало обращающая на себя внимание за пределами России одноактная опера П.И. Чайковского „Иоланта", концертное исполнение которой было восторженно принято в Линце. Большой зал Брукнерхауза не смог, к сожалению, собрать в понедельник вечером большое количество публики, но тем более была заметной бурная реакция зрителя на происходящее на сцене.
Рейтинг Чайковского как композитора ни много, ни мало десяти опер, возможно, в какой-то степени страдает по сравнению с популярностью созданных им многочисленных симфоний, камерной музыки, песен и произведений других жанров. А может быть превосходство известнейших опер „Евгений Онегин" и „Пиковая дама" над проникнутым насквозь лиризмом, последним произведением русского композитора или слабое либретто, автором которого является брат композитора, стали причинами незаслуженной недооценки «Иоланты»? В основе либретто оперы - одноактная средневековая драма в стихах датского писателя Г.Герца «Дочь короля Рене», повествующая о красавице-дочери короля, которая слепа от рождения, но не знает об этом. Король прячет ее от внешнего мира, чтобы она не узнала этой тайны. Но происходит случайная встреча с графом, дочь влюбляется в его голос, и, благодаря силе этой любви, врачу удается исцелить ее. Прозрев, она раскрывает графу свои объятия, отрекаясь от предназначенного ей герцога.
Лучшие голоса известного театра
За год до своей смерти Чайковский присутствовал на первой постановке оперы в 1893 в Санкт-Петербурге, которая прошла с большим успехом. А вот пресса отнеслась к произведению не так благосклонно. Но к концерту в этот раз это не относится. Вот только очень жаль, что имена солистов не были указаны в программке, и, только благодаря собственной осведомленности, можно было распределить и без того не многочисленные партии сопрано, тенора, баса и меццо. Исполнялась опера, естественно, на русском языке, и, наверняка, лучшими голосами открывшегося в 2009 году после реставрации театра, в репертуаре которого более 60 всемирно известных опер. Оркестр Большого театра также считается одним из известнейших музыкальных коллективов бывшего Советского Союза. Уровень выступления 80 артистов хора также доказал их статус визитной карточки своего театра. Высокопрофессиональный оркестр под управлением Андрея Галанова, дирижировавшего без показательных жестов и с ощутимым трепетом перед произведением, исполнял музыку, насыщенность красками и импрессионистическими тонкостями гармонии, просто завораживала, взять хотя бы нежно выстроенный ритм освещения арии графа.
Цельзя не отметить исполнение произведения русской современной музыки «Курские песни» Георгия Свиридова (1915-1998), как-никак ученика Шостаковича. И исполнение остальных произведений как отрывок из единственной оперы Бородина «Князь Игорь», финал 1 акта, и «Половецкие пляски» далеко нельзя назвать просто «произведениями из программы», так как исполнены они были с невероятным темпераментом и необузданностью, свойственной русскому характеру. Большой восторг.