Новости

Под звуки джаза

 

Елена Сало продолжает свой авторский цикл «Портреты» программой, посвященной Александру Цфасману. В Камерном зале она прозвучит 15 ноября.

– Имя советского пианиста, композитора, аранжировщика, дирижера, руководителя оркестра Александра Цфасмана до сих пор остается в тени для многих современных людей. Но не его произведения, – уверена заслуженная артистка Республики Беларусь Елена Сало. – Гарантирую: когда зрители только услышат эти мелодии, поймут, что эта музыка была им известна с детских лет. На вечере 15 ноября обязательно прозвучат такие шедевры, как: «Неудачное свидание», «Посочувствуйте вы парню неженатому…» (в свое время эту песню душевно исполнял Владимир Трошин), «Три вальса», «Утомленное солнце» (Цфасман сделал гениальную аранжировку танго Ежи Петерсбурского для джаз-оркестра), «Прощальный луч», «Мне бесконечно жаль…».

Александр Цфасман был безгранично талантлив. Его произведения печатались в нотных изданиях и были нарасхват, когда самому автору не было и 18-ти лет – он еще только учился в Московской консерватории. Известен факт, когда однажды к Цфасману с просьбой обратился Дмитрий Шостакович: «Я тут написал одно произведение, но сыграть его не могу… Может быть, ты?..» Александр был виртуозным пианистом! Он блестяще исполнял самые быстрые и технически сложные вариации, с которыми смог бы справиться не каждый музыкант. И его джазовые композиции такие же виртуозные! Да, мы можем говорить, что его музыка легкая – она дарит радость и улыбку. Но назвать его произведения легкими в плане исполнения никак нельзя. Играть его сочинения могут музыканты высочайшего класса. Несомненно, повезло, что вместе со мной готовит эту программу концертмейстер Илья Петров, который не раз обращался к джазу. Думаю, это будет попадание в «десятку». Илья с удовольствием берется за самые сложные произведения – и они ему покоряются. Кстати, 15 ноября на сцене Камерного соберется целая джаз-банда: фортепиано, контрабас, ударные и, возможно, саксофон. Но все карты раскрывать не буду. Потому что на этом вечере зрителей действительно ждет немало сюрпризов.

Когда я маленькой слушала бабушкины патефонные пластинки, меня всегда удивляла одна особенность произведений Цфасмана. Все его сочинения строились таким образом, что две трети композиции занимала музыка и лишь треть отдавалась на откуп вокалисту. Например, слушала я, как чудно играет оркестр, и тут – раз! – кто-то запел… В детстве меня эта неожиданность забавляла. Сейчас, конечно, тот факт, что Цфасман не придавал большого значения вокалисту, мне не очень нравится. Но надо отдать должное: впоследствии он исправился (улыбается).

В концерте «Звуки джаза» я возьму на себя роль не только певицы, но и ведущей. Судьба Александра Наумовича чрезвычайно интересна. И, как в каждой своей программе, в «Портрете» Цфасмана я тоже нашла что-то общее с моим героем. Это – любовь к земле… Когда для джаза наступили темные времена, «музыка толстых» оказалась в изгнании, советский человек не должен был ее слушать, тем более – играть, Александр Наумович отправился на дачу – сажать розы. И он оказался таким же талантливым садоводом. Все соседи не скрывали своего восхищения. «Более прекрасного сада мы и не видели!» – говорили они. И все-таки добавляли: «Но было бы неплохо, если бы вы не забывали и про музыку, свой джаз…»

 

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ