Новости

Балетное лето в Большом

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 

Окрылённые любовью

Улькяр Алиева



Что можно нового сказать о любви, если о ней столько сказано? Тем не менее, каждое новое поколение, каждый хореограф вносит свой вклад в осмысление, раскрытие этого самого прекрасного чувства, вписывая новые строки в музыкально-хореографическую любовную летопись. Перекличка веков, как связь между прошлым и будущим, Мужчиной и Женщиной, противопоставляющих свою Любовь окружающему социуму (читай, серой толпы) в котором всё узнаваемо (и ситуация, и типажи), — все эти вечные вопросы нашли свое отражение в ярком новом балете «Орр и Ора» в хореографии Александры Тихомировой по мотивам произведения Вячеслава Заренкова и на музыку Михаила Крылова. Спектакль – трогательно-щемящий об идеальном «коде» - единении Мужчины и Женщины, которые, проживут моменты любви, счастья, размолвок, чтобы, наконец, прийти к пониманию, что они и есть идеальные половинки целого – его Дух и Душа. Увы, слишком поздно для героев спектакля.

На сцене (в сценографии замечательного российского театрального художника Вячеслава Окунева) проходят картины смены времён года (читай, любви героев) – от робких весенних ростков зарождения любви до серой безликой поздней осени, когда ветер уносит листья (читай, мечты о счастье) оставляя лишь голые деревья – своего рода «печать» одиночества героев балета. На холодную землю опускается первый снег, а внутри - тоска о минувшем прожитом солнечном лете. И когда герои  осознают это – для них раскрываются просторы вселенной, их личный Макрокосмос. Своего рода модель абсолютного гармоничного мира, его идеальная форма, которого нет, но очень хочется, чтобы он был, хотя бы «за гранью».

Символическое преломление получают образы птиц – Орр и Оры, которые олицетворяют саму любовь – её верность, нежность, доверие, красоту и гармонию. Именно образ свободолюбивых, избавленных от всего наносного птиц помогает персонажам обнаружить главным персонажам балета своё второе Я — Alter Ego, а зрителям балетной постановки напоминает  о том, насколько коротка человеческая жизнь и, что сама любовь — главное, что существует в коротком промежутке времени между рождением и смертью.

Спектакль «Орр и Ора» стал финальной составляющей Минского балетного фестиваля. А перед показом спектакля зрителей ожидал приятный сюрприз – короткометражный фильм, представленный Санкт-Петербургским театром КИЛИЗЭ, повествующий о замысле спектакля и его претворении на минской сцене – интервью с создателями балета, его исполнителями и репетиционными моментами, открывающими «изнанку» рождения новой балетной постановки.

Составлять рецензию вторично о каком-либо спектакле и трудно, и легко одновременно. С одной стороны, нет необходимости касаться общих вопросов. С другой же, частности порой затмевают целое, невольно заставляя по-новому взглянуть на знакомый спектакль и акцентировать свое внимание на отдельных деталях спектакля и его исполнения.

Спектакль просто «напитан» атрибутами и символикой. Так, символический подтекст приобретает само понятие любовь как полёт. Аллегорический подтекст вносят движения Женщины, которая пытается, после расставания с  мужчиной, вновь взлететь с одним разбитым крылом. Лишь после приходит горькое осознание, что для полёта нужны два крыла (недаром даже в костюмах птиц крылом обозначен лишь один рукав – правый у Оры и левый у Орра, которые  в полётных дуэтах образуют единый образ парящей на крыльях любви птицы).

Очень тонко и интересно в балете использованы парафразы – музыкальная в виде своеобразного саркастического переложения вагнеровского свадебного марша с «пьяными» выкриками медных (замечательная оркестровая обработка партитуры Олегом Ходоско) и хореграфическая в виде танца Оры на клетки-помоста, решённой в равелевско-бежаровском стиле под музыку в Tempo di bolero с распятой Орой в финале. Любовь – это божественный Дар и Крест одновременно. Дар, когда в любовных дуэтах под обороты щемяще-трогательного вальса от любви в тройных пируэтах кружится голова, можно свободно парить в воздухе в поддержках и скользить вниз, в объятия любимого и, словно не веря своему счастью, восторженно замирать в отточено фиксированных арабесках. А в момент абсолютного счастья можно засыпать, укутанными лёгким, воздушным одеялом бесконечного неба под россыпью мерцаний мириадов звёзд. И крест, когда сердечная тоска отзывается физической болью в теле и подсознание ищет в фантомах (призраках) образ любимого человека.

Хореографическая фантазия А.Тихомировой ярко проявляется в решении дуэтных сцен: трудность заключается в достижении необходимой степени разнообразия дуэтов, раскрытии разнообразных комплексов чувств — лирики, сомнений, борьбы, ненависти, ощущение отверженности. И в этом отношении нельзя не отметить лирические дуэты главных персонажей, которые «сливались» в гармоничные квартеты, символизируя единую художественную и образно-эмоциональную сферу влюблённых героев и птиц.

В главных партиях, как и год назад, выступил великолепный дуэт - Александра Чижик и Антон Кравченко в исполнении которых появилась артистическая свобода выражения от уже хорошо знакомого хореотекста. Очаровательная А.Чижик излучала сияние  нежной и мягкой теплоты в любовных Адажио, отчаянно цеплялась за уходящего любимого и срывалась вниз вместе под давлением серого социума-толпы «доброжелателей». В самой фактуре премьера театра – Антона Кравченко ощущается надёжность и монументальность, позволяющая ему выполнить долгие и сложные поддержки, а рельефно «вылепленная» роль (трансформация образа — интересная, по-своему незабываемая, раскрывающая весь спектр эмоциональных переживаний его героя) и в полной мере отражает артистическую индивидуальность премьера белорусского театра.

В партии титульных героев отметим обаятельный дуэт Виктории Тренкиной и Никиты Шубы, так проникновенно передавших поэтическую  линию развития своих персонажей. Отметим замечательное выступление Виктории Тренкиной в сольном танце Оры, так чётко и выразительно фиксировавшей каждое движение своей израненной героини. Судя по выступлениям, у молодого солиста театра – Н.Шубы очень хороший потенциал, который с каждым спектаклем,  в котором задействован исполнитель, раскрывает его технические и пластические возможности, и обретает художественную завершённость.

Финал этого драматического балетного спектакля решён в оптимистическом ракурсе – он легко «считывается» зрителем. Путеводная звезда влюблённых разрастается до ослепительного снопа света, открывая им Млечный путь к вечному лету, где никогда не придёт декабрь и одиночество с единственной радостью – россыпью пожелтевших фотоснимков об утраченном счастье. А целый сонм парных птиц, дарует будущее новым парам влюблённых, ведь цветение любви – пора бесконечная.  

Автор этих строк стоя аплодировала не только создателям этого балетного спектакля, но и, прежде всего, исполнителям стоящим на финальном поклоне. В течение шести вечеров представить семь балетных спектаклей без предварительных репетиций – самый яркий показатель высокого профессионализма всей балетной труппы Большого театра Беларуси под художественным руководством Юрия Трояна. Отдельной строкой хотелось бы отметить труд ассистентов балетмейстера-постановщика Юлию Дятко и Такатоши Мачияма.

Отметим довольно гармоничное звучание оркестра театра под руководством Ивана Костяхина. Общее впечатление от музыкальной составляющей спектакля «расшатывали» лишь отдельные «киксы» медных и ансамблевое разночтение в отдельных моментах (к справедливости надо отметить очень плотный график и сложный репертуар нынешнего балетного форума для оркестрантов).

Что же, спектакль «Орр и Ора» стал светлой финальной точкой прошедшего очередного Минского Международного фестиваля «Балетное лето в Большом». Разнообразная в стилевом отношении программа фестиваля, хореографические откровения и яркие выступления вновь подтвердили, что Большой театр Беларуси с уважением относится к своему прошлому, ценит настоящее и уверенно смотрит в будущее.

А вечером зрителей ждёт ещё одна балетная феерия – Гала-концерт звёзд мирового балета, предоставляя своим зрителям ещё раз, перед закрытием юбилейного 85-летнего театрального сезона вновь окунуться в мир классического и современного балетного танца.

 

 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault