Большой театр Беларуси Большой театр Беларуси Национальный академический большой театр оперы и балета республики беларусь

Новости

Балетное лето в Большом

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 Созвездие балетного Эдема на Минской сцене
(Гала-концертом звёзд мирового балета завершился Международный фестиваль «Балетное лето в Большом»)

 

Улькяр Алиева



Гала-концерты фестивалей неизменно пользуются у зрителей успехом Где ещё можно  за вечер увидеть целое созвездие признанных зарубежных и отечественных исполнителей в так называемых «коронных партиях», в которых талант и мастерство артистов балета проявляется наиболее ярко?

Вот и на завершающем Гала-концерте Минского международного фестиваля «Балетное лето в Большом» вновь аншлаг, а зрители вновь окунулись многообразный мир танца, в котором для исполнителей самой лучшей наградой стали аплодисменты зрительного зала. Как гласит программа Гала-концерта в постановке О.Костель - зритель, приходя на вечер приносит весну в театр, в своего рода Эдем исполнителей. И улыбки зрителей помогают «вернуть на землю утраченный рай».

Такой вечер не только рай для балетных исполнителей, но и возможность показать зрителю многообразие танца – классические номера, вошедшие в «золотой фонд» балетного искусства и стилевые искания современных хореографов. Хрестоматийная балетная классика была представлена хореографией М.Петипа - Па-де-де из Чёрного акта балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского в исполнении Людмилы Коноваловой (Венский государственный балет) и Константина Короткова (Словацкий национальный театр); Па-де-де из балета «Спящая красавица» в спорной редакции Т.Эдура в исполнении Елены Шкатуло (Национальная опера «Эстония») и белорусского премьера Игоря Оношко и Па-де-де из оперы-балета «Бог и баядера, или Влюбленная куртизанка» Д.Обера в хореографии В. Гзовского в исполнении солистов Большого театра Беларуси Екатерины Олейник и Эвена Капитена.

Советская классика была представлена яркими мужскими вариациями, в которых невероятно техничные премьеры двух театров: белорусского - Такатоши Мачияма и словацкого - Константин Коротков, на радость публики продемонстрировали всё своё мастерство в прыжках. К.Коротков исполнил целый каскад фантастически высоких прыжков в вариации Остапа из балета В.Соловьёва-Седого «Тарас Бульба», а Т.Мачияма трижды (на радость публики) повторил эффектные  прыжки «540» (поворот всего тела в прыжке на 540 градусов).

Английская балетная классика была представлена «Танцем блаженных душ» Ф.Аштона на музыку К.В.Глюка, точнее, одной души в исполнении солиста Лондонского королевского балета Ивана Путрова под меланхоличное соло флейты Дианы Гонтаренко.

Белорусская классическая хореография была представлена в великолепным полётным любовным Адажио из спектакля признанного мэтра белорусской сцены – В.Елизарьева из балета «Ромео и Джульетта» на музыку С.Прокофьева в исполнении Перваны Мырадовой и Игоря Артамонова.

Приятным сюрпризом для зрителей стал лирический дуэт из нового белорусского балета «Анастасия» на музыку В.Кузнецова в хореографии Юрия Трояна. Хореография оставила весьма благоприятное впечатление: индивидуальные линии героев, которые «сливались» в красивые поддержки (особенно отметим два эффектных, но коварных «стульчика»  - поддержка балерины в полный рост на одной вытянутой руке). А проникновенное исполнение Ирины Еромкиной и Антона Кравченко лишь подогревает интерес к премьере балетного спектакля, который заявлен в новом театральном сезоне театра.
Современная белорусская хореография была представлена трепетно-проникновенным Адажио из нового балета «Орр и Ора» на музыку М.Крылова в хореографии Александры Тихомировой, мировая премьера которого с успехом прошла ровно год назад на минской сцене, а также двумя миниатюрами Юлии Дятко и Константина Кузнецова: романтическим «Интермеццо» на музыку Дж.Пуччини в макмиллановском стиле в исполнении Виктории Тренкиной и самого автора композиции, а также оригинальной композицией «Клерк» на музыку С.Прокофьева в великолепном исполнении Т.Мачияма, решённой в художественно-образной концепции едкой сатиры в духе М.Салтыкова-Щедрина.

Сама О.Костель представила на Гала-концерте сразу пять своих композиций. Были повторены  Адажио из балета «Любовь и Смерть» на музыку П.Бюльбюль оглы в исполнении Анны Фокиной и Олега Оношко, и миниатюры «Леда и Лебедь» в исполнении Ирины Еромкиной и Егора Азаркевича, а также «Совесть» на музыку С.Рахманинова, в которой под фортепианное сопровождение Андрея Раранского  - Совесть – А.Фокина настойчиво преследует  своего героя – Е.Азаркевича (отдельное «Браво!» белорусскому премьеру, который буквально «вынес» на своих плечах все композиционно-технические сложности номеров – поддержки своих партнёрш по сцене). Испанская тематика стала основополагающей в танцевально-музыкальной композиции «Малагенья» с участием трио Надежды Филипповой, Юрия Ковалёва и Игоря Артамонова, которые под замечательное музыкальное сопровождение инструментального трио - Ярослава Макарича (гитара), Арама Бекназаряна (ударные) и Аниты Малюгиной (скрипка) -разыграли испанскую страсть и ревность.

Современное направление хореографии (Contemporary dance) был представлены в ряде номеров. Абсолютное очарование оставил номер на музыку Прелюдии из сюиты для виолончели из балета «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку И.С.Баха известного испанского хореографа Начо Дуато, решённый в килиановской стилистике. И, наблюдая, вернее, прислушиваясь  к тому, как солист Берлинского государственного балета Дмитрий Семионов изображая на сцене композитора в барочном парике исполняет на теле «живой» виолончели – Ксении Овсяник звуки инструментального соло (тело балерины гармонично и пластично выгибалось, фиксируя каждую музыкальную фразу, каждый музыкальный оборот), вызывает недоумение почему этот спектакль, поставленный для Михайловского театра, вызвал негативный резонанс у московских балетоманов. Всё вполне невинно, не говоря уже о том, что всемирно известный виолончелист М.Ростропович, не раз высказывался о том, что выбрал и полюбил виолончель, потому что именно этот инструмент своей формой ассоциировался у него с женским телом.

Отметим также интересное в плане образно-смысловой концепции и хореографического решения композицию И.Бубеничека «Интимная дистанция» - дистанция, очерченная финальным поцелуем. Солист и хореограф Государственного Большого театра Китая Чжан Исян поразил великолепной «бескостной» пластикой в композициях «Воспоминание» на музыку, точнее, акустическое звучание Balmorhea и «Возрождение» на музыку Б.Куле и М.Рихтера. Хореография весьма интересная, демонстрирующая удивительную пластику танцовщика, но несколько однообразная. И если первая композиция ясно отражала терзания героя по утраченному счастью и любимой (чему способствовал эпизод вальса, который герой танцевал один поддерживая в объятиях воображаемую партнёршу), то что хотел «сказать» автор во второй композиции «шаманя» над разноцветными тряпками и разбрасывая их в конце – вызывает вопрос.

Музыка М.Рихтера стала основой и для двух оригинальных вокально-хореографических композиций Е.Гриба (Национальная опера «Эстония») - «Plea» (с участием автора) и дуэта «This bitter Earth» автора и Елены Шкатуло. Эстонская балерина приятно удивила, доказав, что способна не только грамотно «вычерчивать» классическую хореографию, но и свободно владеть телом в контемпе, хореографически отображая вокальный плачь Дины Вашингтон о своей неразделённой любви.

Безусловно, можно долго рассуждать о равнозначности представленных композиций на Гала-концерте, но сама исходная «палитра» позволила познакомить белорусского зрителя и гостей фестиваля с широким кругом исканий молодых хореографов. И уже на финальной части концерта под музыку М.де Фальи щедро одарила всех участников этого балетного Эдема за приоткрытый им мир балетного искусства и за балетный праздник, который ежегодно дарит своим зрителям Большой театр Беларуси.


 

 

 

 

Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.


С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ