Новости

Юрий Троян. Полвека в театре

Танцовщик, педагог, балетмейстер, постановщик, хореограф… К каждому из этих слов можно добавить – талантливый, блестящий, выдающийся… Полвека Юрий Троян служит театру. Он – первый исполнитель партий Хозе («Кармен-сюита» Ж.Бизе – Р.Щедрина), Принца («Щелкунчик» П.Чайковского), Спартака («Спартак» А.Хачатуряна), Поэта («Кармина Бурана» К.Орфа), Адама («Сотворение мира» А.Петрова), Тиля («Тиль Уленшпигель» Е.Глебова). Он – создатель балетов «Крылья памяти» В.Кондрусевича, «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера, «Витовт» В.Кузнецова. На нашей сцене он возобновил спектакли «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, «Чиполлино» К.Хачатуряна, «Лебединое озеро» П.Чайковского. Сейчас он работает над постановкой «Анастасия» В.Кузнецова.

Ровно 50 лет назад, в сентябре 1968 года, после окончания хореографического училища, Юрий Антонович был принят в труппу балета белорусского Большого. Хотя впервые на эту сцену он вышел в 1958-м – как совсем юный артист миманса.

– Моя мама начала работать костюмером в белорусском Большом в 1957 году, поэтому неудивительно, что я с 8 лет уже бегал по нашему театру и засыпал в кулисах, – говорит народный артист Беларуси художественный руководитель балета Большого театра Юрий Троян. – Но меня довольно скоро «завербовали» на самые разные детские роли, мне даже доверяли произносить со сцены слова, только, как правило, в оперном репертуаре, почему-то в балете такие «великие артисты» были не нужны, поэтому танцовщикам немного завидовал. Ну а так как оперу я к 10 годам уже практически освоил – она была для меня просто открытой книгой, решил поступить в хореографическое училище, которое и располагалось в Большом. Все-таки балет для меня оставался тайной, которую решил разгадать. Я был чрезвычайно самостоятельным мальчиком. Собрался и пошел на вступительные экзамены, с успехом выдержал все испытания – и меня приняли. Но первый день занятий, когда мне вывернули стопы и заставили стоять неподвижно у станка, оказался и последним: мне все это настолько не понравилось, что я бросил уроки. Практически до весны директор хореографического училища Клавдия Федоровна Калитовская уговаривала мою маму вернуть каким-нибудь образом меня на занятия, и мама, надо отметить, нашла способ: пообещала купить мне велосипед. Я сдался. Впоследствии бросал балет еще два раза, по самым разным причинам. Из Ленинградского хореографического училища меня отчислили за хулиганское поведение. Вернее, предупредили: доучишься до конца учебного года – и все, поезжай в Минск. Я не стал дожидаться, собрал вещи – и домой. «Никакого балета!» – сказал я и повторял это себе все лето, а 31 августа ноги сами привели меня к легендарной Клавдии Федоровне, которая, затягиваясь папиросой, произнесла: «А я знала, что ты вернешься…» А в 25 лет, уже будучи заслуженным артистом, я получил очень серьезную травму ахиллового сухожилия. Но опять вернулся…

Вообще, считаю, судьба была очень благоприятна ко мне, грех жаловаться. В училище честно занимался и уже получал какие-то роли на театральной сцене. А когда пришел в Большой, здесь как раз произошла смена поколений, и мне очень повезло, что театру требовалась новая волна артистов. Мне дали станцевать что-то серьезное – и у меня получилось, от испуга, наверное (улыбается). Через полтора года я уже был солистом. А потом с большим успехом на нашей сцене прошел национальный спектакль «После бала» Генриха Вагнера по одноименному рассказу Льва Толстого. Вот «После бала» я и получил звание заслуженного артиста Республики Беларусь. Мне был 21 год. И до сих пор мой «возрастной ценз» не побит: еще никто в этом возрасте не удостаивался такого почетного звания.

К сожалению, сейчас балет для меня уже не тайна. Это серьезная профессия, которая требует усилий, нервов, напряжения, большой самоотдачи и любви к искусству, в частности – к танцу. Чтобы чего-то достичь, необходимо невероятно много работать. Пожалуй, и добивается чего-то в этой профессии тот, кто балетом живет. Я точно знаю: тот, кто остановился, перестал вкладывать всего себя в танец, никогда не удержится – обязательно упадет вниз. И очень важно, чтобы адская работа соединялась с какой-то долей везения, под руку со счастливой судьбой, естественно, двигаться намного легче и приятнее.

21 сентября в честь Юрия Антоновича Трояна на белорусской сцене – один из красивейших балетов нашего репертуара – «Лебединое озеро» П. Чайковского. За дирижерский пульт встанет маэстро Вячеслав Чернухо-Волич.

Коллектив Большого театра Беларуси сердечно поздравляет Юрия Трояна с этой юбилейной датой – 50 лет творческой деятельности! Мы желаем великолепному артисту, чуткому педагогу и замечательному балетмейстеру здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, вдохновения, творчества и новых интересных постановок на сцене родного театра!

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ