Новости

"Ромео и Джульетта". Премьера новой авторской редакции

 

5 и 6 декабря на сцене Большого театра Беларуси – премьера новой редакции балета «Ромео и Джульетта» в постановке народного артиста СССР и Беларуси лауреата Государственной премии Республики Беларусь Валентина Елизарьева.

Первая постановка балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева состоялась в 1940 году на сцене Театра им. Кирова (Мариинский театр). Автором спектакля был признанный мастер советской хореодрамы Леонид Лавровский, и долгие годы его версия балета оставалась канонической. Спустя 25 лет трагедию веронских влюбленных воплотил на сцене молодой постановщик Олег Виноградов (Новосибирский театр), который во главу угла поставил хореографию и новые режиссерские находки, минимизировав драматические мизансцены. Среди наиболее известных спектаклей разных лет можно отметить постановки Николая Боярчикова (1972 г., Пермь), Юрия Григоровича (1979 г., Большой театр России), Натальи Касаткиной и Владимира Василева (1981г., Театр классического балета), Владимира Васильева (1991 г., Московский Музыкальный театр).

В 1988 году печальная повесть Шекспира появилась в афиша Большого театра Беларуси. Своё видение бессмертной трагедии представил Валентин Елизарьев. В трех действиях балета маэстро поведал все события шекспировской истории: от первого танца Ромео и Джульетты на балу, до их гибели в фамильном склепе Капулетти.

Хореография В.Елизарьева всегда отличалась новаторством, он искал новые интересные идеи, удивлял неожиданными режиссерскими решениями. Так, в дуэльных сценах появился новый образ, который до Елизарьева не выделял ни один либреттист и постановщик.  

«Одним из подлинных художественных открытий белорусской постановки «Ромео и Джульетты» воспринимается обобщенный пластический образ Вражды, персонифицированный в фигурах шести артистов. Их пластика выглядит как пародия на танцевальные монологи реальных героев», - пишет журналист Ирина Мильто.

«Его (Валентина Елизарьева) спектакли говорят со зрителями о том, что волнует общество. Причем языком современного танца. К примеру, один из самых сильных образов спектакля «Ромео и Джульетта» (1988) - образ Вражды. Возможно, в этом был и вневременной смысл, и предчувствие тех острых межнациональных конфликтов, которые стали сотрясать СССР». – музыкальный критик Т.Мушинская.

Вражда - не столько образ, но полноценное действующее лицо спектакля: именно Вражда вкладывает шпаги в руки представителей кланов Монтеки и Капулетти, она нашептывает Тибальду подозрения о Ромео, и она на протяжении всего спектакля склоняется над каждым поверженным героем.

Театральные критики отзывались на новую постановку белорусского театра исключительно хвалебными рецензиями. Постановку В.Елизарьева называли актёрским балетным спектаклем, в котором хореограф сумел не только продемонстрировать колоссальные возможности своих артистов, но и раскрыл их яркий артистизм. И это касается не только исполнителей центральных персонажей, постановщик сумел подчеркнуть индивидуальность каждого артиста кордебалета, отчего спектакль лишался второстепенных героев. В этой трагедии все находящиеся на сцене играют важную роль.   

«Наш спектакль о любви и ненависти, об искренней дружбе и бессмысленной вражде, бессмертной, как любовь, сильной как смерть, как вечный вопрос, который вновь и вновь задает себе человечество…», - говорил Валентин Елизарьев о своем новом творении.

Маэстро Елизарьев пока не раскрывает карт относительно новой редакции любимого зрителями балета: «Я уже ставил этот спектакль, но копией и слепком прежнего этот балет точно не будет». Но одно можно сказать наверняка, любые изменения всегда идут на пользу художественному произведению, ведь оно как человек, рождается, взрослеет, меняется.



Премьера балета

0
0
0
s2sdefault