Большой театр Беларуси Большой театр Беларуси Национальный академический большой театр оперы и балета республики беларусь

Новости

Первый весенний «Партер»

 

«Летучую мышь» И. Штрауса в Большом театре ставит Габор Миклош Кереньи, режиссер из Венгрии. В афише белорусского Большого появится оперетта, которая с успехом идет на ведущих сценах мира, например, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке или в Королевском «Ковент-Гардене» в Лондоне. И все-таки в Минске зрителям расскажут совсем другую историю.

***
Она великолепно дебютировала в качестве солистки Большого театра Беларуси в постановке Александра Тителя – опере «Богема». И вот уже 16 марта зрители вновь услышат ее в пуччиниевском шедевре. А 14-го числа исполнится мечта молодой певицы: она впервые предстанет в образе Сенты в мистической опере Р. Вагнера «Летучий голландец». Да, она живет на несколько городов. И все-таки родным для нее остается Минск, где живут родители и друзья. Возвращение в родной город всегда дарит ей вдохновение – для новых свершений, проектов, побед… Героиня первого весеннего номера журнала «Партер» – сопрано Марта Данусевич.

***
Одно из последних ультрапопулярных увлечений всех, кто хоть как-то причастен к социальным сетям, – разного рода челленджи («вызовы», в переводе с английского языка). Один из них – #10YearsChallenge – предлагает сравнить себя образца 2019 года со своим «я» десятилетней давности. Первыми эту волну массово подхватили голливудские звезды и поп-иконы всех мастей, а затем более двух миллионов пользователей по всему миру принялись сравнивать себя с собой и выяснять, как они изменились за последние 10 лет. Без лишних слов великолепные дивы белорусского Большого театра принимают вызов под хештегом 10YearsChallenge и отвечают на вопрос в духе бессмертной «Машины времени» Герберта Уэллса: «Что бы сегодняшняя «я» сказала себе десять лет назад?»

***
«Я ставлю как ставится. У меня есть определенный образ мышления, восприятие, определенная реакция на мир, определенный стиль, своя эстетика, набор выразительных средств. Мне нравятся ирония, юмор. Но если говорить об этом подробно, понадобится еще несколько таких интервью…» Главный режиссер Большого театра Беларуси Михаил Панджавидзе честно и откровенно ответил на вопросы журнала «Партер» в канун своего 50-летнего юбилея.

***
«Кармен-сюита»… Это был первый спектакль, который поставил на сцене Большого Валентин Елизарьев, теперь – художественный руководитель театра, народный артист СССР и Беларуси. Трудно поверить, но в этом году легендарному спектаклю – 45 лет! В далеком 1974-м после премьеры «Кармен-сюиты» артисты белорусского Большого качали на руках Валентина Николаевича и подбрасывали его в воздух! «Я чуть не разбился!..» – смеется Елизарьев. Этот балет гастролировал по всему миру. Белорусским артистам аплодировали зрители Польши и Болгарии, Греции и Израиля, Китая и Великобритании, Франции и Индии, Германии и Молдовы, Испании и Таиланда и других стран. Да, в Москве к тому времени балет Ж. Бизе–Р. Щедрина уже шел, но белорусская постановка – совсем другая история. Елизарьев создавал либретто, опираясь не столько на новеллу П. Мериме, сколько на поэтический цикл «Кармен» А. Блока.

***
«В нашей семье музыка жила всегда: бабушка обладала прекрасным сопрано, дедушка играл на разных инструментах и был очень музыкальным человеком. К тому же Купаловский был тесно связан с Оперным, так как некоторое время артисты работали на одной площадке (БДТ) и очень хорошо знали друг друга. И когда в семье произносились фамилии друзей — Лариса Александровская, Рита Млодек, Семен Дречин, Николай Ворвулев, я знала не понаслышке, о ком идет речь…» Зоя Белохвостик, народная артистка Беларуси, делится своими впечатлениями. Специально для журнала «Партер».

***
4 марта исполнилось бы 95 лет народной артистке Беларуси Лидии Ряженовой. 56 лет она посвятила театру, из них 21 год блистала на его сцене. Выпускница Московского хореографического училища, она приехала в Минск сразу после его окончания в 1947 году. Уже вскоре главный балетмейстер театра Константин Муллер доверил ей первые ведущие партии. Вначале была Надейка в «Князе-озере», затем Мария в «Бахчисарайском фонтане» и, наконец, мечта любой балерины – Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». После исполнения этих партий балерина по праву заняла ведущее положение в труппе, став одной из самых ярких звезд белорусского балета…

***
11 марта исполнилось бы 90 лет дирижеру Геннадию Проваторову. 27 марта Большой театр Беларуси посвящает балет «Ромео и Джульетта» его памяти. Кем он был для нашего театра? Только ли дирижером и, в период 1984–1989 годов, главным дирижером? И правомерно ли говорить о нем только в рамках одного театра, пусть и Большого? Наверное, нет, как и в рамках одной страны…

***
Этот фестиваль – старейший из существующих на просторах бывшего Союза. В свое время на этой сцене выступали Ирина Архипова, Ирина Богачева, Мария Биешу, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава и многие другие звезды оперы. Участие артистов, поющих в лучших театрах мира, – традиция Шаляпинского фестиваля в Казани. В этом году он открылся 1 февраля уже в 37-й раз. И открылся – премьерой – оперой Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Михаила Панджавидзе. Главные партии в исторической драме также исполнили артисты белорусской оперы – Станислав Трифонов (Григорий Грязной) и Олег Мельников (Малюта Скуратов). Впрочем, надо отметить, что пять постановок из девяти, представленных в этом году на Шаляпинском фестивале, – авторства главного режиссера Большого театра Беларуси. Безусловно, этот праздник оперы освещался в разных СМИ.

  

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ