.

Новости

Памяти Художника

 

17 сентября хореографическая легенда В. Кузнецова “Анастасия” в постановке Юрия Трояна посвящена памяти Александра Костюченко, главного художника Большого театра Беларуси. Премьера балета прошла в октябре прошлого года и стала одной из последних работ, которая увидела свет при жизни мастера. Сам художник так говорил о постановке: “Так сложилось, что наша небольшая страна находилась на перекрестке практически всех войн. Поэтому, конечно, наша история стерта, забыта, переписана. Порой складывается впечатление, что история нашей страны началась где-то с 1918 года, но если поедешь по Беларуси и увидишь развалины замков – начинаешь понимать: и до этого здесь развивалась культура, жили люди, кипели страсти. История, рассказанная в “Анастасии” – это пазл нашей общей истории, которую мы должны бережно хранить. И обязательно показывать зрителям! Это дань... Дань легенде, дань герою, дань историческому моменту нашего прошлого. Для меня Анастасия Слуцкая – ангел, который охраняет белорусский землю от захватчиков, бережет от всех невзгод, что сваливаются на страну… Хочу, чтобы белорусы гордились своими корнями, искали их и находили, а наша задача (моя, балетмейстера, композитора и др.) – сделать такой спектакль, чтобы у белорусского зрителя колыхнулось в душе вот это заветное национальное. Я уверен: белорусские национальные спектакли должны привлекать нашего зрителя своей красочностью, яркостью, необычностью, и я постараюсь сделать так, чтобы зритель, который пришел однажды, захотел увидеть это снова. Я хочу, чтобы зритель искренне полюбил свое белорусское, хочу пробудить в белорусах гордость за свою историю, за своих предков, за то, что они являются белорусами…”

 

Главные партии в этот вечер 17 сентября исполнят народная артистка Беларуси Ирина Еромкина (Анастасия), заслуженные артисты республики Юрий Ковалев (Михаил Глинский), Антон Кравченко (Семен Слуцкий), лауреат международных конкурсов Такатоши Мачияма (Ахмат), обладательница медали Франциска Скорины Александра Чижик (Заира). За дирижерским пультом – обладатель медали Франциска Скорины Андрей Галанов.

 

***

 

Главный художник Большого театра Беларуси Александр Александрович Костюченко ушел из жизни 26 августа. Ему был всего 61 год…

 

Он родился в семье педагогов 9 февраля 1958 года в деревне Вишнево, но именно Минск стал для него родным городом. Здесь он закончил художественную школу, затем – колледж имени А.К. Глебова. Глебовка, как не раз признавался Александр Александрович, стала для него трамплином в профессию. А профессия стала его жизнью… Желание творить, сочинять, работать в нем пробудили его выдающиеся учителя – Евгений Чемодуров, Май Данциг, Петр Крохалев. После окончания Белорусского государственного театрально-художественного института Костюченко работал в Музыкальном театре, занимал должность главного художника в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Здесь до сих пор идут его спектакли… Одновременно сотрудничал с Молодежным, Купаловским театрами в Минске, Коласовским в Витебске, Софийской оперой и многими театрами в России.

 

Он не раз вспоминал, как, однажды попав на «Лебединое озеро» в белорусский Большой, сказал себе: «Буду здесь работать…». В Большой театр Беларуси главным художником он пришел в 2009-м… Александр Костюченко на нашей сцене поставил более 15 спектаклей. Он автор сценографии к балетам: «Круговерть» О. Залетнева, «Золушка» С. Прокофьева, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Зал ожидания» О. Ходоско, «Метаморфозы» И.-С. Баха, «Семь красавиц» К. Караева, «Кто я?» С. Кортеса, «Анастасия» В. Кузнецова – и операм: «Набукко» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Фауст» А.Г. Радзивилла, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Седая легенда» Д. Смольского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Доктор Айболит» М. Морозовой, «Макбет» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи и многим другим.

 

В 2011-м Костюченко осуществил реконструкцию сценографии выдающегося художника Евгения Чемодурова в новой постановке оперы «Аида». За высокие творческие достижения, профессиональное мастерство и заслуги в развитии национальной культуры и искусства Александр Александрович был награжден медалью Франциска Скорины; за постановку «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова был удостоен специальной премии президента Беларуси. В 2017-м ему была присуждена Государственная премия Республики Беларусь за творческие достижения в развитии музыкального искусства, пропаганду духовных ценностей и значительный личный вклад в постановку оперного спектакля на музыку Д. Смольского «Седая легенда» по произведению В. Короткевича.

 

Александр Александрович в работе был крайне принципиальным. Некоторые режиссеры, возможно, скажут, что работать с Костюченко было трудно, но абсолютно точно – невероятно интересно. В нем сочетались и талантливый автор крупной архитектурной формы, и тонкий живописец, и замечательный изобретатель с исключительно богатой художественной фантазией. Он любил Беларусь и родной Минск. Был прекрасным товарищем и соратником – и в радости, и в горе. Он бесконечно любил жизнь и был невероятным оптимистом. И самое главное – он действительно любил театр и был предан ему до конца своих дней…

 

Режиссер-постановщик НАДТ им. М. Горького народный артист Беларуси Борис Луценко: «Его талант раскрылся в нашем театре, где его спектакли идут до сих пор. Но в Оперном он проявил себя с еще большей силой! Я смотрел его постановки в Большом– там звучит не только музыка, звучат не только артисты, звучит сама сцена! Потому что Костюченко был невероятным композитором сцены!»

 

Дирижер Николай Колядко: «В музыке существует инструмент – камертон, который издает самую чистую ноту, он – образец эталонного звучания… Для нас таким камертоном был Саша…»

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ