Новости

Гармония музыки и слова

 

 

В январе солистка оперы Большого театра, заслуженная артистка Беларуси Татьяна Третьяк получила грант Президента Республики Беларусь – на реализацию творческого проекта «Край прыгожых людзей» (исполнение произведений белорусских композиторов XIX-XXI веков, в том числе ранее не исполнявшихся), направленного на сохранение национальных духовных традиций и популяризацию достижений национальной вокальной исполнительской школы в Беларуси и за рубежом. Первый концерт в рамках этого проекта прошел 5 апреля в столичном Музыкальном колледже им. М.И. Глинки. Красивые, трогательные, глубокие произведения белорусских композиторов XIX-XXI вв. исполнили Татьяна Третьяк и струнный квинтет "Серенада", а также народная артистка Беларуси Анастасия Москвина, заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Якушевич, лауреаты международных конкурсов Александр Михнюк, Святослав Сахаров и Ирина Бутель (партия фортепиано).

Фестиваль в Несвиже. Билеты уже в продаже

– Этот первый концерт я бы назвала своеобразной презентацией новой программы, – говорит Татьяна Третьяк. – Проект «Край прыгожых людзей» получил грант Президента Республики Беларусь, что, безусловно, приятно, почетно и радостно, но одновременно и ответственно. Согласитесь, это накладывает определенные обязательства. Идея создания белорусской программы родилась у меня давно. За 16 лет существования струнного квинтета «Серенада» (Татьяна – создатель и неизменный художественный руководитель этого коллектива. – Прим. автора) мы соприкасались с самой разной музыкой, подарили зрителям встречу с большим количеством композиторов, жанров, произведений, в том числе – белорусских авторов. Но вот отдельной программы, посвященной белорусской музыке, у нас – пока – не было.
Прошлым летом после фестиваля «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» уже практически подготовила свою белорусскую программу и думала над названием. И так счастливо совпало, что я попала на концерт нашего замечательного тенора Дмитрия Шабети и услышала, как он вместе с ведущими артистами белорусской оперы исполняет песню Елены Атрашкевич «Край прыгожых людзей». Да, я слышала это произведение и раньше, но когда его поют оперные солисты – оно определенно звучит совершенно иначе. Название новой программы родилось само собой.

Какие произведения вы взяли в свою новую программу?
– Например, полонез Наполеона Орды «Северная звезда» – знаковое произведение для музыкальной белорусской культуры. Все его знают в фортепианном изложении, уверена, в струнном исполнении он заиграет совершенно иными красками.
Хотелось, чтобы зрители услышали вальс Анатолия Богатырева к драме М.Лермонтова «Маскарад». Сейчас наиболее известна музыка А.Хачатуряна, но именно вальс Богатырева в свое время очень часто звучал на Белорусском радио – люди старшего поколения это помнят и узнают эту музыку – красивую, необычную, по стилистике отсылающую нас к вальсам конца XIX столетия.
Поскольку мы служим в Большом театре и представляем как оперное, так и балетное искусство, невозможно представить нашу программу без музыки Евгения Глебова и его адажио к «Маленькому принцу». Или без действительно шедевров классиков белорусской музыки ХХ века – Дмитрия Смольского и его «Седой легенды» и Владимира Солтана и его «Дикой охоты…».
Если говорить о романсах и композиторах-классиках, то, конечно, это Юрий Семеняка и Владимир Оловников, если о современных композиторах – Елена Атрашкевич, Валерий Головко, Владимир Браиловский, Алина Безенсон, Екатерина Гигевич и многие другие.

С какими сложностями при составлении программы концерта вы уже столкнулись?
– В концерте я должна представить новые произведения – а их такое многообразие! (Улыбается.) Безмерно благодарна председателю Белорусского союза композиторов Елене Атрашкевич, которая моментально откликнулась на просьбу – и столько композиторов отозвалось! – прислали большое количество нового материала, что меня гордость взяла за нашу музыкальную культуру. Но возникла проблема: уместить все это в одну программу просто не представляется возможным, а чем-то жертвовать, что-то упускать совсем не хочется. Подумала, что впереди – достаточное количество концертов, притом в разных городах, на разных площадках – почему бы не представлять отличающиеся друг от друга программы. Буду пробовать разные форматы. Надеюсь, что представлю и отдельный творческий проект – романсов белорусских композиторов XXI века.

5 апреля в Музыкальном колледже вы представили лишь часть большой программы?
– Да, такой своеобразный срез. Мне хотелось бы познакомить молодых людей и профессорско-преподавательский состав с нашей новой программой, исполнить произведения разных жанров, заинтересовать, чтобы вновь увидеть их на полноценном концерте – 31 мая в Большом театре Беларуси.

Вы сами делаете переложения для струнного квинтета. Этот проект не стал исключением?
– Конечно, нет! Когда я пишу аранжировки, всегда представляю, кто и как это будет играть, как эта мелодия прозвучит именно у этого музыканта. Поэтому рада, что всегда со мной любимые артисты струнного квинтета «Серенада», костяк которого сформировался очень давно. Это Генрих Мацкевич (скрипка), Елена Макуца (скрипка), Сергей Третьяк (альт), Денис Макаревич (виолончель), Павел Приемка (контрабас).

Как все-таки вы отбираете произведения для своей новой программы, какой главный критерий?
– Само название меня ориентирует – это должны быть красивая музыка и красивые слова. Хотелось, чтобы сложилась программа, которая проникнет в сердце каждого человека.

КСТАТИ
24 июня зрители Театрального зала в Несвижском замке услышат эту программу в 16:00.

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ