Новости

Феерия танца

 

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

Белэксимгарант

 

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 

 

Феерия танца
(на сцене Большого театра Беларуси Гала-концертом завершился
IV международный фестиваль «Балетное лето в Большом»)



Улькяр Алиева


В том, что язык танца – универсален и интернационален (он вне границ и разделений, а понятийная сущность хореолексики, равно, как и её красота, зависит лишь от таланта хореографов и исполнителей) - каждый раз убеждаешься на Гала-концертах балетных фестивалей, представляющих всю «палитру» устоявшихся и возведённых в ранг классического балетного искусства хореографических сцен и художественные искания современных хореографов. Вот и Гала-концерт IV международного фестиваля «Балетное лето в Большом», собравший на сцене Большого театра Беларуси ведущих балетных исполнителей многих стран и представивший в «рамках» единого концертного вечера столь стилевое разнообразие балетного танца - ещё одно тому подтверждение.

Программа Гала-концерта под руководством О.Костель была составлена по всем канонам проверенного «микса» и классики, и современной хореографии. Классика была представлена Па-де-де из балета «Корсар» А.Адана, в котором гораздо предпочтительнее выглядел белорусский премьер Константин Героник, явно «вытянувший» успех всей сцены. Его партнёрша – Татьяна Тилигузова (с хорошим апломбом, но с несгибающимся корпусом) гораздо лучше смотрелась в Адажио из балета «Жизель» А.Адана, пленяя зрителей и своего второго белорусского партнёра – Игоря Артамонова – мягкой пластикой рук.

И абсолютно очаровал финальное блестящее Па-де-де из балета «Дон Кихот» Л.Минкуса в не менее блестящем исполнении Екатерины Олейник и Михаила Лобухина, в котором исполнители играючи, словно на спор, демонстрировали всё своё техническое великолепие, щедро одаривая зрителей своими ослепительно-искристыми эмоциями. Конкуренцию блестящему белорусско-российскому дуэту смог составить только дуэт Яны Штангей и Игоря Оношко исполнив советскую хрестоматийную классику В.Вайнонена – Па-де-де из балета «Пламя Парижа» Б.Асафьева.

Классика ХХ века была представлена в фокинском сольном «плаче» Ольги Гайко под элегическую грусть виолончели (её лебедь был пластически выразителен, «пропевая» свою лебединую песню). Гранд-Па на музыку Д.Обера в хореографии Виктора Гзовского (имя известного на Западе хореографа, к сожалению, он малоизвестный «гость» на балетной сцене постсоветского пространства) в исполнении во всех отношениях очаровательной пары ведущих исполнителей белорусской балетной сцены – Людмилы Хитровой и Олега Еромкина. А также в великолепном Па-де-де из балета «Собор Парижской Богоматери» в хореографии Ролана Пети, покоряющее своим чутким следованием за всеми ритмическими и музыкально-фразеологическими нюансами непростой музыки М.Жарра (не говоря уже о целой «россыпи» оригинальных пластических решений) в не менее великолепном исполнении солистов «Астана Опера» – Медины Басбаевой и Рустема Сейтбекова.

Казахский дуэт на вечере покорил пластической гармонией и красотой линий при исполнении советской классики – хрестоматийного номера Касьяна Голейзовского «Мелодия» на музыку А.Дворжака.  М.Басбаева с бисерным па-де-бурре аккуратно «подплывала» к своему партнёру – Е.Рахматуллаеву, который в неслабых поддержках создавал своей партнёрше возможность парить в воздушных «шагах».

Современная зарубежная хореография в своеобразном миксовом «сцеплении» неоклассики и неоромантики, была представлена двумя Адажио из оригинальных балетов «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева и «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера самого известного и титулованного польского хореографа – Кшиштофа Пастора в исполнении обаятельного дуэта - Александры Ляшенко и Максима Войтюля.

И всё же наиболее эмоциональный отклик у публики постсоветского пространства всегда вызывает композиция Морихиро Ивата на музыку песни В.Высоцкого «Всё не так, ребята» в великолепном исполнении премьера Большого театра России Михаила Лобухина (танцовщик словно растворялся в музыкальной и вербальной стихиях). Композиция «русского» японца (бывшего солиста Большого театра) – по существу это мини-спектакль, где язык жестов гармонично и органично сливается в единое целое со стихами. И просто удивительно, как М.Ивата, с помощью хореолексики, смог не только передать смысл каждой строчки песни и его подстрочник (образно-смысловую «матрицу»), но так интонационно точно, с помощью жестовой пластики передать мятежную, истерзанную душу русского поэта.

Современная белорусская хореография была представлена повторными (с предыдущих Гала-концертов) номерами Ольги Костель «Наш Эдем» на ритмическую композицию А.Бекназаряна и «Совесть» на музыку С.Рахманинова в исполнении Ирины Еромкиной, Анны Фокиной и Егора Азаркевич (отдельное «Браво!» белорусскому премьеру, который буквально «вынес» на своих плечах все композиционно-технические сложности номеров и своих партнёрш по сцене).

Испанская тематика стала основополагающей в новых композициях О.Костель - в танцевально-музыкальной композиции «Малагенья» с участием трио Марины Вежновец, Юрия Ковалёва и Игоря Артамонова, которые под замечательное музыкальное сопровождение инструментального трио - Ярослава Макарича (гитара), Арама Бекназаряна (ударные) и  Олега Яцыны (скрипка) - не без удовольствия разыграли испанскую страсть и ревность с весьма неожиданным концом. Попытка «усидеть» на двух стульях (читай, «вертеть» двумя поклонниками) оборачивается для героини их уходом вслед за очередной гламурной ветреницей. А также Адажио из балета «Кармен» Ж.Бизе-Р.Щедрина в исполнении пары из предыдущей композиции - Марины Вежновец и Юрия Ковалева.

Музыка итальянского классика Дж.Пуччини вдохновила на новые хореографические свершения Юлию Дятко и Константина Кузнецова. Под музыку взволнованно-драматического и истаивающего к финалу Интермеццо Виктория Тренкина и сам автор композиции разыграли полётно-романический любовный дуэт в макмиллановском стиле.

И всё же самым ожидаемым номером для белорусских балетоманов стала представленная в рамках Гала-концерта мини-премьера - дуэт из нового балета «Орр и Ора» на музыку М.Крылова в хореографии Александры Тихомировой. И проникновенный лирический дуэт в исполнении Александры Чижик и Антона Кравченко лишь подогревает интерес к мировой премьере балетного спектакля «Орр и Ора», который запланирован сразу после фестиваля «Балетное лето в Большом», как яркий завершающий аккорд 84-ого Театрального сезона Большого театра Беларуси.




Улькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, либреттист, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.

С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).
Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и СНГ (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru, Realnoevremya.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия), "Балет" (Россия), “Партер” (Беларусь).
Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.
Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.
Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов. Член Союза журналистов Азербайджана. В 2016 году награждена высшей премией Союза журналистов Азербайджана – премией имени Гасан бека Зардаби.

 

 

 

 

 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ