Новости

Встреча с прекрасным

 

В 1965 году, во время турне лондонского Королевского балета в США, в первый вечер в балете «Ромео и Джульетта» (в хореографии Кеннета Макмиллана) партии влюбленных танцевали Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн, которых публика вызывала на поклоны 43 раза (!) и в финале аплодировала им 40 минут (!)... Эту и другие не менее интересные истории постановок балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» можно было услышать 5 декабря, за час до премьеры новой редакции Валентина Елизарьева на белорусской сцене, – во время своеобразной лекции танцевального критика Светланы Улановской «Нет повести печальнее на свете...», которая создала удивительно точное – поэтическое настроение перед спектаклем.

«Партитура Сергея Прокофьева по праву считается классикой музыкального театра ХХ столетия. Однако современниками музыка балета была воспринята неоднозначно, получив самые противоречивые оценки. Легендарная фраза Галины Улановой «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» подразумевала не только сложный мелодический язык прокофьевской партитуры, но и отсутствие привычной дансантной ритмики. Тем не менее, для советского балетного театра первая постановка «Ромео и Джульетты» (1940), созданная Леонидом Лавровским, стала этапным событием, эталоном, влияние которого ощущается в большинстве последующих версий, – рассказала Светлана Улановская. – На протяжении многих десятилетий интерес хореографов к прокофьевской партитуре не угасает. Об этом свидетельствуют постановки Юрия Григоровича, Кеннета Макмиллана, Рудольфа Нуреева, Анжелена Прельжокажа, Раду Поклитару и другие».

Мало кто знает, что в 1935 году Прокофьев в сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским создал драматическую основу балета и сочинил музыку. Вместе они написали сценарий в 4 акта со счастливым концом, что резко отличалось от финала шекспировской трагедии. Эта редакция балета, правда, так и не дошла до постановки: творческая атмосфера в сталинском Советском Союзе была напряженной, Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец… Лишь в июле 2008-го состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935-го года – в рамках музыкального фестиваля в Нью-Йорке. (Балетмейстером выступил Марк Моррис.) Эта постановка возродила драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева. После возрожденный балет был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ