Ко Дню матери
Концерт «На лепестках розы. Творчество и материнство»

Sunday | 13 October 2024|18:30

Age 12+

null
Dates

Исполнители: Анастасия Храпицкая (сопрано), Оксана Волкова (меццо-сопрано), Диана Гонтаренко (флейта), Таисия Халамова (скрипка), Елена Сарафие-Ходак (виолончель), Альбина Иванова (арфа), Нина Синякова (фортепиано), Денис Поречин (кларнет), Михаил Константинов (ударные)
Режиссер — Юлиана Ширмо

 

“Фамилии наших женщин-композиторов нужно записывать на лепестках розы, чтобы все их запомнить и не упустить из виду ни одного их произведения...” (Роберт Шуман).

 

Ко Дню матери Большой театр Беларуси представит программу, которую по праву можно назвать изысканной -- в концерте прозвучат произведения, которые не встретишь в обычных камерных программах. Не те произведения, которые традиционно наполняют афиши концертных залов и составляют основу репертуара известных исполнителей; музыка, которую непросто найти в любой момент в записи и в нотных сборниках. Музыка, созданная композиторами-матерями.

 

Имена женщин-композиторов спрятаны в истории искусства, лишь единицы из них заняли достойное место в ряду имён громких, ставших маяками в безбрежном мировом музыкальном пространстве. Причины этого понятны: долгое время творчество вообще не считалось достойным занятием для женщины. Более того, для матерей, полностью погружённых в быт и заботу о детях, оно становилось недостижимой роскошью. И тем не менее, этот огромный пласт женского творчества есть: как минимум, он стал глубинной основой, питательной почвой, на которой взращивались таланты детей, он стал животворящей энергией для будущих гениальных идей, и он стал звучащей гармонией повседневности. Гармонией, удерживающей в мире Прекрасное.
И поэтому для нас так ценны те «лепестки роз», которые сохранились на протяжении лет и столетий, и так важно сейчас заметить и сберечь «лепестки», на которых пишутся имена сегодняшних матерей, в чьих семьях дети и музыкальные опусы рождаются и растут как братья и сёстры.

 

В концерте ко Дню матери будет звучать музыка матерей - знаменитых и малоизвестных, живших столетия назад и живущих сейчас, -- женщин, сумевших найти свой баланс в выборе между собой и... собой:

Барбара Строцци (Barbara Strozzi, 1619-1677, Италия) - мать четверых детей,
Элизабет Олин ( Elisabeth Olin, 1740-1828, Швеция) - мать шестерых детей,
Мария Шимановская (Maria Szymanowska, 1789-1871, Польша-Россия) - мать троих детей,
Клара Шуман (Clara Schumann, 1819-1896 - Германия) - мать восьмерых детей,
Агата Баккер-Грондаль (Agathe Baker-Grondahl, 1847-1907, Норвегия) - мать троих детей,
Нина Синякова ( р. 1974, Беларусь) - мать четырёх детей,
Инна Атрашёнок (р. 1978, Кипр - Беларусь) - мать пятерых детей,
Таисия Халамова (р. 1978, Беларусь) - мать четверых детей.

 

На сцене в этот вечер - также родители, причём большинство из артистов - родители многодетные: Анастасия Храпицкая (сопрано), Оксана Волкова (меццо-сопрано), Диана Гонтаренко (флейта), Таисия Халамова (скрипка), Елена Сарафие-Ходак (виолончель), Альбина Иванова (арфа), Нина Синякова (фортепиано), Денис Поречин (кларнет), Михаил Константинов (ударные). Режиссёр концерта - Юлиана Ширмо.

 

Этот концерт не будет обычным. Концерт ко Дню матери, но без гимнов материнству и праздничных речей. Концерт очень «женский», но далёкий от сентиментальности.
13 октября 2024 года, в преддверии Дня матери мы приглашаем вас услышать музыку матерей - таинство, приподнимающее над обыденностью.

 

 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА


I отделение


Барбара Строцци (Barbara Strozzi, 1619-1677)
Итальянская певица и композитор эпохи барокко. Родилась в Венеции и была незаконнорожденным ребенком. Стала первой женщиной, опубликовавшей свою музыку под своим собственным именем. У этой выдающейся женщины было больше напечатанных работ, чем у любого из современников. Мать четверых детей.

 

«La fanciulletta semplice» («Spesso per entro al petto...»), сл. Дж.А.Чиконьи, ор. 2 № 5, переложение Нины Синяковой
«La Travagliata» («Soccorrete, luci avare...»), сл. неизвестного автора, ор. 2 №11, переложение Нины Синяковой

Исполнители:

Анастасия Храпицкая, сопрано
Диана Гонтаренко, флейта
Альбина Иванова, арфа
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Михаил Константинов, ударные

 

Инна Атрашёнок (р. 1978)
Родилась в Минске, начала заниматься фортепиано с 5 лет. Окончила Республиканскую гимназию-колледж при БГАМ. В 1994-1995 гг. завоевала 2 премии на Международном конкурсе юных композиторов (Гродно, Беларусь). Композиторское образование получила в Санкт-Петербургской государственной консерватории и аспирантуре в классе Бориса Тищенко. Автор двух симфоний, циклов песен для хора, камерной вокальной и инструментальной музыки. Работает в Академии Молодежного симфонического оркестра Кипра, а также продолжает уже многолетнюю преподавательскую практику по теоретическим дисциплинам и фортепиано. Член Союза Композиторов Кипра.  Мать пятерых детей.

Трио «Восхождение» для скрипки, кларнета и фортепиано

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Денис Поречин, кларнет
Нина Синякова, фортепиано

 

Истерический романс на стихи Вероники Тушновой “Нету”

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

Мария Шимановская ( Maria Szymanowska, 1789-1871)
«Пленительная богиня музыки», как говорил о ней И.В.Гёте, родилась в Варшаве. Стала не только блистательной пианисткой-виртуозом, чьи концерте собирали восторженные отзывы самых влиятельных представителей искусства, но и признанным композитором. Мать троих детей.

Два вальса для фортепиано в три руки, переложение Нины Синяковой

Исполнители:
Диана Гонтаренко, флейта
Нина Синякова, фортепиано

 

Нина Синякова ( р. 1974)
Родилась и выросла в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и ассистентуру- стажировку по классу композиции у Бориса Тищенко и Высшую школу музыки г. Кёльна в классе Кшиштофа Мейера. Активно выступает как композитор, пианистка и педагог. Обладательница Первой премии и Приза зрительских симпатий Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге  (2018), стипендиат  DAAD (Германия), победитель конкурса Нью-Йоркского хора «Мелодия» и стипендиат программы Exploring the Metropolis (Нью-Йорк). Участница международных проектов и фестивалей. Автор четырёх опер, балетов, симфонической, камерной музыки. Мать четверых детей.

Моё одиночество” для сопрано и фортепиано

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

Агата Баккер- Грондаль (Agathe Backer Grøndahl, 1847-1907)
Норвежская пианистка и композитор. Вундеркинд, в трёхлетнем возрасте выступила перед зрителями с великолепной фортепианной игрой. Вопреки воле родителей уехала обучаться фортепианному исполнительству в Берлин, позднее училась у Ганса фон Бюлова во Флоренции и Франца Листа в Веймаре. Слушавший её игру Бернард Шоу назвал её истинной наследницей мастерства Клары Шуман. В 1875 году Агата Баккер становится членом шведской Королевской музыкальной академии. Мать троих детей.

Дивертисмент для фортепиано и камерного ансамбля, переложение Нины Синяковой

Исполнители:
Нина Синякова, фортепиано
Диана Гонтаренко, флейта
Денис Поречин, кларнет
Таисия Халамова, скрипка
Елена Сарафие-Ходак, виолончель

 

II отделение


Клара Шуман (Clara Josephine Wieck Schumann, 1819-1896)
«Паганини фортепиано», «несравненная Клара», вундеркинд, которая начала говорить и играть на инструменте одновременно. В 10 лет - выступление в лейпцигском Гевандхаусе, в 12 - Париж, в 16 - Вена... А после борьба за любовь, дети, концерты (к слову, именно её гонорары обеспечивали стремительно растущую семью Шуманов)... Клара «проработала» пианисткой 61 год! - так как ей нужно было зарабатывать на жизнь. Мать восьмерых детей.

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, ор. 17, III и IV части

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Нина Синякова, фортепиано

 

Элизабет Олин (Elisabeth Olin, 1740-1828)
Шведская оперная певица и композитор. Дочь музыканта и актрисы, театральной примы, участников первого национального шведского театра. В 7 лет дебютировала как актриса. Профессиональную концертную деятельность вела с конца 1750-х годов. Стала первой актрисой Королевской шведской оперы. В 1782 году была включена в Шведскую королевскую музыкальную академию, в 1788 стала членом академического комитета. Мать шестерых детей.

En liten Sårland bäck («Ручеек Саарланда»), переложение и вариации Нины Синяковой

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Альбина Иванова, арфа
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Михаил Константинов, ударные

 

Нина Синякова (р. 1974)

Романсы на стихи женщин-поэтов:

«Последний луч» на стихи Зинаиды Гиппиус
«Три ступени» на стихи Анны Ахматовой

Исполнители:
Оксана Волкова, меццо-сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

«Последняя женщина сеньора Хуана». Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано из музыки к спектаклю Театра-студии киноактёра по одноименной пьесе Леонида Жуховицкого (постановка А. Беспалого и В. Грицевского):

1. Вступление
2. Музыка поединков
3. Песня Кончиты
4. Застольная
5. Шаги командора
6. Размышления Хуана
7. Финал

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Денис Поречин, кларнет
Нина Синякова, фортепиано

 

Таисия Халамова (р. 1978)
Белорусская скрипачка и композитор. Родилась в семье художников в Минске. Игрой на скрипке занимается с 4 лет. Обучаясь как скрипачка в Республиканском музыкальном лицее (ныне Республиканская гимназия-колледж при БГАМ), параллельно занималась композицией в классе Ш.А. Исхакбаевой. Окончила Белорусскую государственную академию музыки в классе Р.Д.Кривель. Является артисткой группы первых скрипок оркестра Большого театра Беларуси. Как автор и исполнитель принимает участие в творческих проектах не только академического направления, но и экспериментального направления. Мать четверых детей.

«Птичка моя», песня для голоса и арфы

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Альбина Иванова, арфа

 

 

Исполнители: Анастасия Храпицкая (сопрано), Оксана Волкова (меццо-сопрано), Диана Гонтаренко (флейта), Таисия Халамова (скрипка), Елена Сарафие-Ходак (виолончель), Альбина Иванова (арфа), Нина Синякова (фортепиано), Денис Поречин (кларнет), Михаил Константинов (ударные).

“Фамилии наших женщин-композиторов нужно записывать на лепестках розы, чтобы все их запомнить и не упустить из виду ни одного их произведения...” (Роберт Шуман).

 

Ко Дню матери Большой театр Беларуси представит программу, которую по праву можно назвать изысканной -- в концерте прозвучат произведения, которые не встретишь в обычных камерных программах. Не те произведения, которые традиционно наполняют афиши концертных залов и составляют основу репертуара известных исполнителей; музыка, которую непросто найти в любой момент в записи и в нотных сборниках. Музыка, созданная композиторами-матерями.

 

Имена женщин-композиторов спрятаны в истории искусства, лишь единицы из них заняли достойное место в ряду имён громких, ставших маяками в безбрежном мировом музыкальном пространстве. Причины этого понятны: долгое время творчество вообще не считалось достойным занятием для женщины. Более того, для матерей, полностью погружённых в быт и заботу о детях, оно становилось недостижимой роскошью. И тем не менее, этот огромный пласт женского творчества есть: как минимум, он стал глубинной основой, питательной почвой, на которой взращивались таланты детей, он стал животворящей энергией для будущих гениальных идей, и он стал звучащей гармонией повседневности. Гармонией, удерживающей в мире Прекрасное.
И поэтому для нас так ценны те «лепестки роз», которые сохранились на протяжении лет и столетий, и так важно сейчас заметить и сберечь «лепестки», на которых пишутся имена сегодняшних матерей, в чьих семьях дети и музыкальные опусы рождаются и растут как братья и сёстры.

 

В концерте ко Дню матери будет звучать музыка матерей - знаменитых и малоизвестных, живших столетия назад и живущих сейчас, -- женщин, сумевших найти свой баланс в выборе между собой и... собой:

Барбара Строцци (Barbara Strozzi, 1619-1677, Италия) - мать четверых детей,
Элизабет Олин ( Elisabeth Olin, 1740-1828, Швеция) - мать шестерых детей,
Мария Шимановская (Maria Szymanowska, 1789-1871, Польша-Россия) - мать троих детей,
Клара Шуман (Clara Schumann, 1819-1896 - Германия) - мать восьмерых детей,
Агата Баккер-Грондаль (Agathe Baker-Grondahl, 1847-1907, Норвегия) - мать троих детей,
Нина Синякова ( р. 1974, Беларусь) - мать четырёх детей,
Инна Атрашёнок (р. 1978, Кипр - Беларусь) - мать пятерых детей,
Таисия Халамова (р. 1978, Беларусь) - мать четверых детей.

 

На сцене в этот вечер - также родители, причём большинство из артистов - родители многодетные: Анастасия Храпицкая (сопрано), Оксана Волкова (меццо-сопрано), Диана Гонтаренко (флейта), Таисия Халамова (скрипка), Елена Сарафие-Ходак (виолончель), Альбина Иванова (арфа), Нина Синякова (фортепиано), Денис Поречин (кларнет), Михаил Константинов (ударные). Режиссёр концерта - Юлиана Ширмо.

 

Этот концерт не будет обычным. Концерт ко Дню матери, но без гимнов материнству и праздничных речей. Концерт очень «женский», но далёкий от сентиментальности.
13 октября 2024 года, в преддверии Дня матери мы приглашаем вас услышать музыку матерей - таинство, приподнимающее над обыденностью.

 

 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА


I отделение


Барбара Строцци (Barbara Strozzi, 1619-1677)
Итальянская певица и композитор эпохи барокко. Родилась в Венеции и была незаконнорожденным ребенком. Стала первой женщиной, опубликовавшей свою музыку под своим собственным именем. У этой выдающейся женщины было больше напечатанных работ, чем у любого из современников. Мать четверых детей.

 

«La fanciulletta semplice» («Spesso per entro al petto...»), сл. Дж.А.Чиконьи, ор. 2 № 5, переложение Нины Синяковой
«La Travagliata» («Soccorrete, luci avare...»), сл. неизвестного автора, ор. 2 №11, переложение Нины Синяковой

Исполнители:

Анастасия Храпицкая, сопрано
Диана Гонтаренко, флейта
Альбина Иванова, арфа
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Михаил Константинов, ударные

 

Инна Атрашёнок (р. 1978)
Родилась в Минске, начала заниматься фортепиано с 5 лет. Окончила Республиканскую гимназию-колледж при БГАМ. В 1994-1995 гг. завоевала 2 премии на Международном конкурсе юных композиторов (Гродно, Беларусь). Композиторское образование получила в Санкт-Петербургской государственной консерватории и аспирантуре в классе Бориса Тищенко. Автор двух симфоний, циклов песен для хора, камерной вокальной и инструментальной музыки. Работает в Академии Молодежного симфонического оркестра Кипра, а также продолжает уже многолетнюю преподавательскую практику по теоретическим дисциплинам и фортепиано. Член Союза Композиторов Кипра.  Мать пятерых детей.

Трио «Восхождение» для скрипки, кларнета и фортепиано

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Денис Поречин, кларнет
Нина Синякова, фортепиано

 

Истерический романс на стихи Вероники Тушновой “Нету”

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

Мария Шимановская ( Maria Szymanowska, 1789-1871)
«Пленительная богиня музыки», как говорил о ней И.В.Гёте, родилась в Варшаве. Стала не только блистательной пианисткой-виртуозом, чьи концерте собирали восторженные отзывы самых влиятельных представителей искусства, но и признанным композитором. Мать троих детей.

Два вальса для фортепиано в три руки, переложение Нины Синяковой

Исполнители:
Диана Гонтаренко, флейта
Нина Синякова, фортепиано

 

Нина Синякова ( р. 1974)
Родилась и выросла в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и ассистентуру- стажировку по классу композиции у Бориса Тищенко и Высшую школу музыки г. Кёльна в классе Кшиштофа Мейера. Активно выступает как композитор, пианистка и педагог. Обладательница Первой премии и Приза зрительских симпатий Открытого конкурса композиторов имени Андрея Петрова в Санкт-Петербурге  (2018), стипендиат  DAAD (Германия), победитель конкурса Нью-Йоркского хора «Мелодия» и стипендиат программы Exploring the Metropolis (Нью-Йорк). Участница международных проектов и фестивалей. Автор четырёх опер, балетов, симфонической, камерной музыки. Мать четверых детей.

Моё одиночество” для сопрано и фортепиано

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

Агата Баккер- Грондаль (Agathe Backer Grøndahl, 1847-1907)
Норвежская пианистка и композитор. Вундеркинд, в трёхлетнем возрасте выступила перед зрителями с великолепной фортепианной игрой. Вопреки воле родителей уехала обучаться фортепианному исполнительству в Берлин, позднее училась у Ганса фон Бюлова во Флоренции и Франца Листа в Веймаре. Слушавший её игру Бернард Шоу назвал её истинной наследницей мастерства Клары Шуман. В 1875 году Агата Баккер становится членом шведской Королевской музыкальной академии. Мать троих детей.

Дивертисмент для фортепиано и камерного ансамбля, переложение Нины Синяковой

Исполнители:
Нина Синякова, фортепиано
Диана Гонтаренко, флейта
Денис Поречин, кларнет
Таисия Халамова, скрипка
Елена Сарафие-Ходак, виолончель

 

II отделение


Клара Шуман (Clara Josephine Wieck Schumann, 1819-1896)
«Паганини фортепиано», «несравненная Клара», вундеркинд, которая начала говорить и играть на инструменте одновременно. В 10 лет - выступление в лейпцигском Гевандхаусе, в 12 - Париж, в 16 - Вена... А после борьба за любовь, дети, концерты (к слову, именно её гонорары обеспечивали стремительно растущую семью Шуманов)... Клара «проработала» пианисткой 61 год! - так как ей нужно было зарабатывать на жизнь. Мать восьмерых детей.

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, ор. 17, III и IV части

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Нина Синякова, фортепиано

 

Элизабет Олин (Elisabeth Olin, 1740-1828)
Шведская оперная певица и композитор. Дочь музыканта и актрисы, театральной примы, участников первого национального шведского театра. В 7 лет дебютировала как актриса. Профессиональную концертную деятельность вела с конца 1750-х годов. Стала первой актрисой Королевской шведской оперы. В 1782 году была включена в Шведскую королевскую музыкальную академию, в 1788 стала членом академического комитета. Мать шестерых детей.

En liten Sårland bäck («Ручеек Саарланда»), переложение и вариации Нины Синяковой

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Альбина Иванова, арфа
Елена Сарафие-Ходак, виолончель
Михаил Константинов, ударные

 

Нина Синякова (р. 1974)

Романсы на стихи женщин-поэтов:

«Последний луч» на стихи Зинаиды Гиппиус
«Три ступени» на стихи Анны Ахматовой

Исполнители:
Оксана Волкова, меццо-сопрано
Нина Синякова, фортепиано

 

«Последняя женщина сеньора Хуана». Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано из музыки к спектаклю Театра-студии киноактёра по одноименной пьесе Леонида Жуховицкого (постановка А. Беспалого и В. Грицевского):

1. Вступление
2. Музыка поединков
3. Песня Кончиты
4. Застольная
5. Шаги командора
6. Размышления Хуана
7. Финал

Исполнители:
Таисия Халамова, скрипка
Денис Поречин, кларнет
Нина Синякова, фортепиано

 

Таисия Халамова (р. 1978)
Белорусская скрипачка и композитор. Родилась в семье художников в Минске. Игрой на скрипке занимается с 4 лет. Обучаясь как скрипачка в Республиканском музыкальном лицее (ныне Республиканская гимназия-колледж при БГАМ), параллельно занималась композицией в классе Ш.А. Исхакбаевой. Окончила Белорусскую государственную академию музыки в классе Р.Д.Кривель. Является артисткой группы первых скрипок оркестра Большого театра Беларуси. Как автор и исполнитель принимает участие в творческих проектах не только академического направления, но и экспериментального направления. Мать четверых детей.

«Птичка моя», песня для голоса и арфы

Исполнители:
Анастасия Храпицкая, сопрано
Альбина Иванова, арфа

 

.

Back

Официальные страницы Камерного зала имени Л.П.Александровской в социальных сетях:
ВКонтакте – Vk.com/bolshoibelarus_chamber_hall
Facebook – Facebook.com/groups/348337012356841/

Partners