«Когда Мстислав Ростропович только начинал учиться дирижированию, перед одним спектаклем он спросил у Герберта фон Караяна: «За кем мне следить в первую очередь: солистами, хором, оркестром?» «Держи хор», – ответил австрийский гений. Хор для любого дирижера – головная боль. Это масса певцов, которые разбросаны по сцене, но которые обязаны дышать как единый организм. Поэтому хормейстер должен так подготовить своих артистов, чтобы дирижеру было легко. И я всегда стараюсь сделать свою работу по максимуму…» – говорит Нина Ломанович. 27 августа главный хормейстер Большого театра, народная артистка Беларуси, кавалер Ордена Франциска Скорины, лауреат Государственной премии нашей республики отмечает юбилей. И юбилей двойной, ведь пришла она в родной театр 45 (!) лет назад, когда ей было 25… «Гениальные партитуры и музыка, великолепные голоса, невероятное действо меня до сих пор приводят в неописуемый восторг!» – признается Нина Иосифовна.
– Я очень горжусь тем, что являюсь ученицей Алексея Когадеева! – говорит Нина Ломанович. – Можно сказать, что он «внук», а я «правнучка» выдающегося русского хормейстера Михаила Георгиевича Климова! Ведь Когадеев заканчивал аспирантуру в Петербурге у хормейстера и педагога, профессора, народной артистки России Елизаветы Петровны Кудрявцевой, которая была ученицей Климова. И когда Алексей Петрович, совсем молодой, приехал в Минск, его сразу же назначили главным хормейстером в белорусском Большом, потому что до него не было здесь руководителя хора со специальным хормейстерским образованием. И его школа хорового дирижирования действительно потрясающая – без серии «обманных движений», очень внятная рука.
Когда я была на 3-м курсе консерватории, он привлек меня к работе над оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, а уже выпускалась я с собственным спектаклем «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Это говорит о том, что Алексей Петрович не боялся рисковать, давал работать самостоятельно. Как педагог он никогда не заставлял студентов учиться, придерживался принципа: захочет человек – будет и ходить, и заниматься. Интересно, что когда я ступила на стезю преподавания, у меня появилась точно такая же система. Если человек хочет чему-то научиться, он обязательно научится.
Алексей Петрович был образованнейшим человеком, очень много читал и нас любил знакомить с новинками литературы. В то время в театре должны были проходить политзанятия, вот в эти часы он и делился своими мыслями о прочитанном, а также знакомил с красивыми и мудрыми цитатами великих людей…
Именно Когадеев учил тому, что надо слушать и видеть самых разных музыкантов. Потому что у одного обязательно найдется то зерно, которого нет у другого. Поэтому не зря говорят: музыкант учится всю жизнь. И это действительно так…
***
За творческие успехи Нина Ломанович неоднократно поощрялась Министерством культуры Республики Беларусь и руководством театра. Она лауреат Специальной премии Президента Республики Беларусь для деятелей культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство» (1998 г.); также награждена нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад в развитие культуры Беларуси».
Творческим достижением хора во главе с Ниной Ломанович стал высокий профессиональный уровень исполнения сложных по объему и исполнительским задачам хоровых партий в операх «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Набукко», «Макбет» и «Аида» Дж. Верди, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П.Чайковского, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Дикая охота короля Стаха» В.Солтана, «Турандот» Дж. Пуччини, «Князь Игорь» А. Бородина, «Сельская честь» П. Масканьи, «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д. Шостаковича, «Царь Эдип» И. Стравинского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Седая легенда» Дм. Смольского, а также в Реквиеме Дж. Верди и В.А. Моцарта, Немецком реквиеме И. Брамса и др.