Онлайн-выставки


Раздел 1

Путь легенды
От школьных концертов до международных гастролей



Ее кристально чистое колоратурное сопрано завораживало красотой и выразительностью. Необыкновенная музыкальность, безукоризненное владение голосом, великолепные актерские данные − каждая роль была озарена ее светлым талантом. Композитор Евгений Карлович Тикоцкий называл певицу белорусским соловушкой.

9 марта исполняется сто лет со дня рождения легендарной оперной певицы народной артистки СССР, выдающегося педагога профессора Тамары Нижниковой (1925 − 2018), чье яркое дарование и безмерная преданность искусству оставили неизгладимый след в истории белорусской культуры.
Тамара Нижникова подарила белорусской сцене яркую галерею персонажей из классических и национальных опер: нежных и тонких, деликатных и уязвимых, смелых и уверенных в себе, капризных и дерзких… Она активно выступала с концертами и подготовила множество ведущих солистов музыкальных театров и концертных организаций Беларуси и других стран мира.



Т. Нижникова в роли Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини

Т. Нижникова в роли Бабы-лопотухи в опере «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого


Честь, совесть, достоинство были неотъемлемыми чертами характера Тамары Нижниковой, что сделало её примером для нескольких поколений. По словам коллег, она никому не желала зла и не мечтала о славе, считала, что чем больше у артиста наград – тем больше у него ответственности перед собой и публикой. Ее доброжелательное отношение к людям, невероятный оптимизм никого не оставлял равнодушным. 



Т. Нижникова с моряками Балтийского флота

Модницы ей подражали – она всегда была стильной и элегантной, вне зависимости от времени или места. У нее был особый шарм! Сильная, волевая, очень обаятельная и сердечная, она была честна перед собой и людьми и… не летала в облаках, считая, что сцена − огромное увеличительное стекло: подчеркивает и достоинства, и недостатки певца, а «талант – это труд, умноженный на труд».


Тамара Нижникова родилась 9 марта 1925 года в Самаре, в семье, где царила любовь к музыке. От отца с матерью ей передались особые голосовые данные и тонкий музыкальный слух. У отца, Николая Гурьевича, бухгалтера на железной дороге, был прекрасный тенор, у мамы − Александры Прокофьевны − красивое сопрано. Родители Тамары пели в храмах, брали с собой и дочку, позже она вспоминала, как пятилетней девчушкой пела с папой каноны.


Тамара Нижникова с мамой Александрой Прокофьевной


Девочка не представляла жизни без песни. Путь в профессию она начала с освоения фортепиано в музыкальной школе, два года занималась танцами, однако пение всегда оставалось для неё главным увлечением. Активно участвовала в постановках детской оперной студии, смотрах художественной самодеятельности, принимала участие в различных школьных мероприятиях. Победа на Всесоюзной музыкальной олимпиаде стала важным шагом на пути к её карьере, подтвердив талант и признав её потенциал как исполнительницы. Эти выступления и достижения заложили основу её дальнейшего творческого пути.


Тамара Нижникова среди одноклассников Музыкальной школы № 2 г. Куйбышева, 1941 г.


В июне 1941 года Тамара как победитель детского конкурса должна была петь в Москве, но началась война. Несмотря на сложные условия, музыка оставалась неотъемлемой частью жизни девушки. В свободное от школы время она работала в госпиталях, поддерживала раненых своими выступлениями.
Однажды Большой театр, который находился в эвакуации в Куйбышеве, объявил кастинг для отбора молодых певцов в школу эстрадного искусства. Тамара решила попробовать свои силы и приняла участие в прослушивании: пела, играла на фортепиано, читала стихи, танцевала, показывала этюды. Её талант не остался незамеченным: дирижёр театра Василий Небольсин и выдающаяся оперная певица Мария Максакова обратили внимание на уникальные способности девушки и посоветовали всерьёз заняться вокальным искусством. М. Максакова даже дала несколько уроков начинающей певице. Этот момент стал важной вехой в её творческом развитии.



Афиша концерта студентов Московской консерватории


В 1943 году, после окончания средней школы с «золотой» медалью, Тамара поступает в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где учится у профессора Марии Владимировны Владимировой (ученицы профессора Умберто Мазетти). Тамара Николаевна считала себя продолжателем русско-итальянской школы, позже преобразовав ее в белорусскую.
Мария Владимировна привила студентке глубокое понимание музыкального искусства, трудолюбие и высокие требования к себе. Годы учебы были непростыми: консерватория вернулась из эвакуации, и студенты жили в фойе Малого зала. На первом курсе один военный пригласил Тамару в театр, но пойти было не в чем, и девушке пришлось отказаться, хоть и со слезами на глазах. Однако певица не отступала перед трудностями. На третьем курсе стала получать Сталинскую стипендию. Активно занималась в оперной студии, исполнив партии Церлины в «Дон-Жуане» Моцарта, Мюзетты в «Богеме» Пуччини и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. Последнюю партию она готовила вместе с легендарной русской певицей Валерией Барсовой, называвшей Тамару Нижникову своей крестницей.



Певица блестяще завершила обучение в консерватории, став единственной на своём курсе, кто получил диплом с отличием. Это значительное достижение было высоко оценено деканатом, ее назвали «первой послевоенной ласточкой».
Дипломированная певица получила приглашение сразу в пять крупнейших оперных театров Советского Союза. Недолго проработав в Москве в Музыкальном театре имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Тамара Николаевна приняла приглашение Л. П. Александровской и вместе со своим мужем – виолончелистом, в будущем заслуженным артистом БССР, профессором Б. Г. Скобло − переехала в Минск, начав работу в Государственном академическом Большом театре оперы и балета БССР, где ее талант и достиг совершенства.



Т. Н. Нижникова с супругом Б. Г. Скобло


В 1949 году певица дебютировала на сцене белорусского театра оперы и балета в роли Розины из «Севильского цирюльника», которая стала её визитной карточкой.
Благодаря исключительному владению голосом и ярким актерским навыкам, её Розина воплощала нежность, женскую хитрость, девичье озорство и строптивость.

 

За годы своей исполнительской карьеры в театре (1951 – 1976) певица создала множество запоминающихся образов, среди которых Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинки), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и многие другие.

 


Т. Нижникова в роли Виолетты в опере «Травиата» Дж. Верди


Особое место в её репертуаре занимала партия Виолетты из «Травиаты» Дж. Верди, которую считают вершиной её творчества. В 1975 году журнал «Работніца і сялянка» писал: «Слухаючы Т. Ніжнікаву – Віялету, разумееш, што такое оперны вакал Вердзі. Багаты арсенал тэхнічных сродкаў, выразная філіроўка гуку, бісерная каларатурная тэхніка – усё гэта строга падначалена драматычнай задуме. То радасна звонкі, то пранікнёна цёплы, то матавы, згасаючы – голас Т. Ніжнікавай дэталь за дэталлю “лепіць” складаны вобраз. Вось выканаўчая рэдакцыя партыі Віялеты, якая з’яўляецца сапраўднай школай вялікага густу і майстэрства».

Каждую партию Тамара Николаевна проживала на сцене, как будто это ее судьба – все героини были целостными и яркими натурами.



После спектакля с Л. П. Александровской


Тамара Нижникова имела возможность сотрудничать с выдающимися деятелями искусства того времени: Ларисой Александровской, Исидором Болотиным, Михаилом Денисовым, Софьей Друкер, Ритой Млодек, Николаем Сердобовым, концертмейстером Семеном Толкачевым – было у кого учиться. Лариса Александровская — тогда главный режиссер театра — поддерживала молодую певицу во всех ее поисках, помогала максимально раскрыть талант. Они дружили до самой смерти Ларисы Помпеевны.
Профессионализм и доброжелательность Тамары Николаевны высоко ценили партнеры по сцене, среди которых был и ее второй муж – народный артист СССР Аркадий Маркович Савченко.



Народная артистка СССР Т. Н. Нижникова со вторым супругом народным артистом СССР А. М. Савченко


Одним из ярких и незабываемых моментов в жизни Тамары Нижниковой была работа с легендарным народным артистом СССР Иваном Козловским над оперой «Севильский цирюльник». В этом спектакле Нижникова исполнила роль Розины, а Козловский − роль Альмавивы. Иван Козловский высоко оценил её выдающиеся вокальные данные, комедийный дар и искренность на сцене. Он также отметил способность привносить тонкие психологические нюансы в образы, которые воплощала артистка. В её исполнении Розина выглядела нежной, по-женски изобретательной, озорной и независимой. Признание мастера стало важным этапом в творческой карьере Тамары Нижниковой.
Коллега Тамары Николаевны народный артист Беларуси Виктор Максимович Чернобаев вспоминал, что главным отличием легендарной артистки была ее искренность, и что бы она не исполняла – классическую арию или народную песню, концертный романс или партию в оратории − она всегда вела исповедь взволнованного женского сердца.



Т. Нижникова в роли Бабы-лопотухи в опере «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого


Помимо классических произведений, Тамара Нижникова активно сотрудничала с белорусскими композиторами, воплощая образы в национальных операх. Партии героинь писались композиторами с расчетом на талант и самобытность певицы, которая вносила в музыкальное исполнение личностную интерпретацию, добавляя уникальные оттенки, детали и артистические находки, которые не всегда возможно передать с помощью нотной записи.



Т. Нижникова в роли Маринки в опере «Маринка» Г. Пукста


Тамару Нижникову можно с полным правом назвать соавтором ряда белорусских сочинений. Яркими примерами являются Маринка («Маринка» Г. Пукста), Ирина («Колючая роза» Ю. Семеняко), Марфочка и Баба-лопотуха («Девушка из Полесья», «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого). За последнюю роль она получила первую премию на смотре театральной молодежи БССР.



Т. Нижникова в роли Марфочки в опере «Девушка из Полесья» Е. Тикоцкого


По словам Тамары Николаевны, ей удалось выучить роль Марфочки − героини, сочетающей в себе женственность и стойкость в военных испытаниях, − всего за неделю. К слову, до этого она не владела белорусским языком, что сделало это достижение ещё более впечатляющим.



Народная артистка СССР Т. Нижникова и народный артист Беларуси В. Чернобаев в опере «Колючая роза» Ю. Семеняко


Работая над партией Ирины в опере «Колючая роза» Юрия Семеняко, певица обратилась к автору с просьбой создать для неё самостоятельный сольный номер. Поскольку партитура оперы в основном состояла из небольших вокальных форм, таких как ариозо, дуэты, песни и романсы, Тамара Нижникова видела необходимость в более развернутом произведении, способном подчеркнуть её исполнительские возможности. В результате композитор сочинил «Галоп», который не только вошел в партитуру, но и завоевал широкую популярность благодаря её исключительному мастерству. Юрий Владимирович позже признавался, что был глубоко благодарен певице за её внимательное и творческое отношение к работе.
После ухода со сцены Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР Тамара Николаевна еще в течение 10 лет вела активную концертную деятельность.
Певица много гастролировала, представляя оперный, и камерный репертуар, стремилась найти контакт со слушателями, исполняла произведения на различных языках: чешском, румынском, венгерском, финском и даже монгольском. На гастролях в то время, когда другие артисты отдыхали, Тамара Николаевна учила произведения на языке принимающей стороны. Ей аплодировали в Венгрии и Австрии, Болгарии и Румынии, Чехословакии и ГДР, Финляндии и Швеции, Монголии и Канаде…



Т. Н. Нижникова, 2011 г.



В 1954 году за значительный вклад в развитие вокального искусства Беларуси Тамара Нижникова была удостоена звания заслуженной артистки БССР. Уже через год она получила статус народной артистки БССР и орден Трудового Красного Знамени. В 1964-м ей присвоили звание народной артистки СССР. За свою долгую карьеру она также стала обладательницей ордена Дружбы Народов (1985), ордена Франциска Скорины (2001), почетного знака «За уклад у развіццё культуры Беларусі» (2005), Ордена Отечества III степени (2010), медали ЮНЕСКО «Виктор Гюго», диплома генерального директора ЮНЕСКО (2015)


Тамара Нижникова после награждения призом "Хрустальная Павлинка", 2017 

 


Раздел 2

Педагогическая деятельность

 


Профессор Т. Н. Нижникова со студентами


В 1963 году Тамара Нижникова начала преподавать в Белорусской государственной консерватории, с 1976 года по 1986 возглавляла кафедру сольного пения, где работала более полувека. А ведь первые самостоятельные шаги в качестве преподавателя она делала еще обучаясь в Московской государственной консерватории, затем − в Тиранском лицее искусств в Албании (1949–1951).
Среди учеников выдающейся певицы и педагога заслуженные артистки Республики Беларусь Елена Бунделева и Елена Шведова, дипломант международных конкурсов Виктория Курбатская, лауреат международного конкурса Леся Лют, кандидат педагогических наук, доцент Алла Нижникова, кандидат искусствоведения, доцент Тамара Сернова, кандидат педагогических наук Инга Каминская и многие другие.
Под ее руководством закончили ассистентуру–стажировку ведущие артисты белорусской оперы народная артистка Беларуси Любовь Каспорская, заслуженные артисты Беларуси Виктор Скоробогатов и Михаил Жилюк, солистки оперы Людмила Кривенок, Ольга Тишина…

Тамара Нижникова считала, что самое важное − формирование у студента исполнительского комплекса, состоящего из слуховых, зрительных, двигательных, мыслительных компонентов. Это должно помочь ему стать самостоятельным артистом, который может уверенно выступать на сцене.
При выборе произведений для занятий она всегда обращала внимание на качество: как музыкальное, так и литературное, избегая произведений с плохим или "пустым" текстом, потому что считала, что такие произведения не приносят пользы.
Для развития способностей учеников Тамара Николаевна предлагала сложные номера, которые помогали справиться с их слабыми сторонами. Однако для публичных выступлений или экзаменов советовала выбирать те произведения, которые студент может исполнить без ошибок.

Работая с разными стилями — от зарубежной классики до белорусских сочинений, она учила студентов глубоко понимать особенности каждого направления. Её метод заключался в том, чтобы студенты учились анализировать музыку, находить в ней жизненные эмоции и передавать их голосом. Обучение строилось как творческий процесс: педагог направляет, а студент самостоятельно исследует материал.
Тамара Николаевна уделяла внимание тому, как личные чувства студента соединяются с эмоциями, которые содержатся в музыке. Это влияет на тембр голоса, силу звука и общее исполнение. Главная цель — научить студентов превращать свои переживания в профессиональные навыки, чтобы будущие профессионалы могли легко входить в образы своих героев на сцене.
Тамара Николаевна будучи великолепной артисткой использовала методы системы К. С. Станиславского для того, чтобы студенты лучше перевоплощались в своих персонажей. Она также подчеркивала важность чёткой дикции и правильного произношения слов, даже если произведение исполняется на иностранном языке.
Её подход к обучению был направлен на то, чтобы воспитывать артистов, которые могут реалистично и искренне передавать смысл музыкальных произведений. В классе студенты изучали традиции лучших мировых школ пения, таких как итальянская и русская, что позволяло им развивать разностороннее мастерство. При подборе репертуара она всегда учитывала индивидуальные особенности каждого ученика: как психологические, так и связанные с возможностями его голоса.


"С Богом, детка!" или История доверительных отношений


Т. Н. Нижникова со студентами, третья слева – Е. Бунделева

Начало пути

Заслуженная артистка Республики Беларусь, обладатель медали Франциска Скорины, доцент кафедры пения и музыкально-театрального искусства БГАМ Елена Бунделева вспоминает, что её путь к Тамаре Николаевне начался благодаря совету педагога Лины Ивановны Михеевой, под чьим руководством она училась в музыкальном училище. «Когда я проходила прослушивание перед поступлением, — рассказывает Елена, — Тамара Николаевна внимательно послушала меня и сказала: "Хорошо, я возьму девочку к себе в класс". Это было для меня огромным счастьем».
Елена очень волновалась, ведь она знала об авторитете великой певицы, к тому же столкнулась с ней на вокальном конкурсе, который состоялся в Мозыре, когда девушка училась на 3 курсе музыкального училища, а член жюри Тамара Нижникова была серьезна и строга. Но опасалась она напрасно: между педагогом и студенткой наладились доверительные отношения, Тамара Николаевна все тонкости вокального мастерства доносила понятным языком, и бывшие до этого проблемы с дыханием, из-за которых Елена постоянно болела, были также решены.

Записи, которые вдохновляют

Даже после окончания академии музыки связь между ученицей и педагогом не прерывалась. «Практически все свои партии я готовила вместе с Тамарой Николаевной, — вспоминает Елена Геннадьевна. — Перед спектаклями приходила к ней домой, чтобы распеться. Когда заканчивали, она всегда говорила: "С Богом, детка!" и добавляла: "Спать не буду, пока ты не позвонишь и не расскажешь, как всё прошло". Эти слова давали невероятную уверенность».
Особенно ценные записи сохранились от этих встреч: распевки на каждую партию, сделанные на диктофон, до сих пор используются Еленой Геннадьевной в работе со своими студентами.

Личное общение и забота

Тамара Николаевна не ограничивалась только профессиональным наставничеством. Она проявляла заботу о своих учениках во всех аспектах жизни. «Мы были для неё не просто студентами, — вспоминает Елена. — Она интересовалась нашими делами, состоянием здоровья родных, успехами детей. Часто собирались всем классом, иногда даже дома у Тамары Николаевны. Особенно запомнился её авторский пирог "Герман" — настоящее произведение кулинарного искусства!»
Елена также хранит личные подарков от своей наставницы, среди которых клавир оперы «Травиата» с трогательной надписью «Моей дорогой Леночке» и элегантное зелёное бархатное платье, предназначенное для концертных выступлений.

Профессиональные принципы

Тамара Николаевна всегда подчеркивала важность профессионализма и этики на сцене. «Она не признавала сплетен, никогда не вспоминала ни о ком из своих многочисленных коллегах плохо и нам не разрешала. Учила быть терпимыми и вежливыми, подойти после спектакля или концерта и независимо от того, как он прошел, сказать: «Со спектаклем! (или «С концертом!») Поздравляю!» Быть доброжелательными к друг другу − это я усвоила на всю жизнь», − подчеркивает Елена Геннадьевна.
Большое внимание уделялось техническому совершенству: «Певец воздействует на слушателя прежде всего голосом, очень важно при воплощении образа эмоциональное актерское состояние, но она не разрешала одним заменять другое. Фраза, часто звучавшая в классе: «Не трясите кулисами – пойте!»

Личный пример и стиль жизни

Тамара Николаевна была для своих учеников не только образцом профессионализма, но и эталоном элегантности. «Она всегда была причесана, подкрашена очень аккуратно, всегда выглядела свежей, у нее были ПОТРЯСАЮЩИЕ голубые глаза, они не тускнели с возрастом, и когда я приходила к ней домой распеться перед спектаклем, − домашняя одежда менялась ею на платье, домашние тапочки − на туфельки, только так она создавала рабочее настроение даже дома», − вспоминает Елена.

Влияние на будущее поколение

Елена Бунделева с благодарностью говорит о том, что и сегодня старается следовать принципам своего учителя, активно использует знания в своей педагогической деятельности: «Я до сих пор пользуюсь нарративами, советами, упражнениями для распевания, репертуаром Тамары Николаевны в работе со своими студентами, пронося их, конечно, через свой жизненный опыт. Я даже называю своих студентов так же, как когда-то она называла нас: "Ленушка", "Танюшка", "Аллушка". Это создаёт особую атмосферу доверия и взаимопонимания».
Она с сожалением отмечает, что сейчас не хватает фигур такого масштаба, как Тамара Николаевна. «Её авторитет позволял высказывать мнение прямо и честно, и это не воспринималось как критика. Она могла сказать правду в глаза, но все ее критические замечания обязательно сопровождались объяснением, почему не так, и как правильно это можно сделать. Её опыт и достижения были неоспоримы».

Заботливый наставник

Тамара Николаевна была не только строгим педагогом, но и очень заботливым человеком. «К ней можно было обратиться с любыми вопросами — будь то профессиональные трудности или личные переживания, — вспоминает Елена. — Она всегда находила время, чтобы помочь, и щедро делилась своим вниманием. Бывало, я нежданно приходила к профессору, а она после работы в консерватории, не успев переодеться, занималась со мной, но не смотря на усталость, очень любила угостить чайком, кофейком и в качестве «быстрого» угощения делала бутерброды, гренки со сметанкой и клубничным или вишневым вареньем. Но главное, конечно, − "Герман"»

Вечное наследие

«Тамара Николаевна оставила в моей жизни глубокий след, — заключает Елена Геннадьевна. — Её принципы, профессиональные секреты, отношение к профессии, человечность и мудрость продолжают вдохновлять меня каждый день».

 

 


Раздел 3
Личное о легендарной. Тамара Николаевна глазами дочери

«Для мамы театр был храмом, где рождается чудо»

Дочь Тамары Николаевны Нижниковой кандидат педагогических наук доцент Алла Борисовна Нижникова рассказывает о своей маме как о человеке исключительного таланта: «Она была в первую очередь профессионалом высочайшего класса, талантливейшим человеком. Ее дарование требовало реализации, и она щедро делилась им с людьми. Мама всегда говорила, что она счастливый человек, потому что могла полностью отдавать себя искусству».



Т. Н. Нижникова с дочерью Аллой

 

О балансе

«Мама гармонично совмещала профессиональную и семейную жизнь. Обожала свою семью, очень любила детей, всегда находила для нас время. Я не помню случая, чтобы она отмахнулась и сказала, что ей некогда. Всегда занималась с нами с удовольствием и никому не перепоручала. Но дети знали: если мама занимается, ей нужны все условия, чтобы работать над голосом и произведением.
В день спектакля она отдыхала, даже не подходила к телефону, чтобы голос звучал свежо, и она могла полностью отдать себя спектаклю и публике. Всё было направлено на работу, и мама всегда ставила высокую планку, стремясь к профессионализму во всем».
По словам Аллы Борисовны, Тамара Николаевна считала, что голос должен звучать безупречно, без малейших технических погрешностей. Всегда пела душой и сердцем. Её исполнение было гармоничным сочетанием высочайшего мастерства и человечности.



Тамара Николаевна активно участвовала в шефских концертах, выступала в цехах заводов, на полях во время уборочной…Бывало, платье переодевала за стогом сена! Елками застилали трактор, поднимали ее (благо миниатюрная) и она соловьем заливалась! Харизма и обаяние завораживали публику, и та отвечала ей отзывчивостью и любовью – причем не только в театре, но и в повседневной жизни.
Во время гастролей по Беларуси и зарубежным странам певица включала в свою программу разнообразные номера: от оперных арий до народных песен и классических романсов. Её исполнение было настолько проникновенным, что даже самые большие залы, где собиралось тысячи человек, буквально замирали от эмоций. Публика не сдерживала слёз, искренне переживая каждую ноту, которую дарила им Тамара Николаевна.

О любви к ученикам

Тамара Нижникова была не только блестящей певицей, но и талантливым педагогом, любящим своих студентов. Она добивалась результата грамотно и целенаправленно. Требовала безупречной техники, но делала это мягко и с любовью, что очень привлекало в ней.



А. Нижникова, А. Савченко, Т. Цыбульская, Т. Нижникова


Педагогическая деятельность:

После 27 лет работы на сцене Большого театра Беларуси Тамара Николаевна посвятила себя преподаванию. В 1963 году она начала работать в Белорусской государственной консерватории, а затем возглавила кафедру пения. «Мама всегда шла от музыки, — вспоминает Алла Борисовна, которая также училась в классе Тамары Николаевны. — Она анализировала партитуры, изучала литературные первоисточники, развивала голоса студентов грамотно и терпеливо. А ее задания и замечания облекались в настолько мягкие формы, что самой хотелось выполнять то, что она говорила. Хотя учить своего ребёнка сложнее, чем чужого, она справилась с этим вызовом блестяще»
Её подход к обучению сочетал мягкость с требовательностью. «Вопросы профессионального мастерства были для неё принципиальными. Она была уверена, что все должно быть технично точно и органично»
Тамара Николаевна училась в Московской государственной консерватории у великих педагогов: профессора Марии Владимировны Владимировой и легендарной русской певицы и педагога Валерии Барсовой, которые принадлежали к школе Умберто Мазетти. Именно благодаря их методикам она создала уникальную белорусскую русско-итальянскую школу вокала, основывающуюся на глубоком анализе произведения, технике дыхания и четкой работе над голосом.

«Искусство требует не жертв, а верности и преданности»

Тамара Николаевна была настоящей звездой, но об этом не думала: просто светила, дарила всем тепло, радость и свое искусство, которое, как она говорила, требует не жертв, а верности и преданности.
Она всегда подходила к каждому произведению глубоко и основательно, анализируя его содержание и музыкальную структуру. Каждую роль проживала, как будто это была её собственная история.
В процессе работы над партией Татьяны из оперы «Евгений Онегин», например, Тамара Николаевна внимательно изучала первоисточник — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Её любовь к литературному материалу и музыке создавала уникальную атмосферу на занятиях.
«Однажды я зашла на занятие, где мама вела урок с Еленой Бунделевой, − рассказывает Алла Борисовна. − В тот момент я была настолько поражена глубиной подхода и мастерством мамы, разбирающей с Еленой партию Татьяны, что целую неделю после этого не решалась обратиться к маме на "ты", таким впечатляющим был уровень профессионализма и проникновения в материал. Каждый урок Тамары Николаевны превращался в настоящее событие, где внимание уделялось не только технике исполнения, но и глубокому пониманию музыкального текста, его драматургии и внутренней жизни персонажа».
Такая преданность делу и способность передавать знания с огромной ответственностью и страстью стали важной чертой педагогического стиля Тамары Николаевны.



А. Нижникова, Т. Цыбульская, Т. Нижникова, Т. Реутская, А. Матяс


Тамара Николаевна никогда не шла на поводу у моды или внешних эффектов. Она исходила из самой сути музыки, исследуя партитуры, находя новые оттенки и краски. Её подход был строгим, но в то же время вдохновляющим, профессор прививала студентам любовь к искусству и уважение к профессии.

Тамара Нижникова, ставшая настоящей звездой белорусской оперной сцены, быстро освоила белорусский язык и виртуозно пела на нём, завоевывая сердца зрителей. Её талант не остался незамеченным: многие белорусские композиторы создавали партии специально для её голоса. Одним из ярких примеров такого сотрудничества стал знаменитый «Галоп» из оперы «Колючая роза» Юрия Владимировича Семеняко. Известно, что композитор, ехавший на репетицию, набросал мелодию прямо на полях газеты. Этот номер, исполненный Тамарой Николаевной, получил широкое признание и стал важной частью оперного наследия.

Человеческие качества

 


Вечерняя прогулка


Тамара Николаевна была человеком кристальной честности и высокой нравственности. «Она всегда говорила, что честь, совесть и достоинство — это главные ценности, — рассказывает дочь. — Любила жизнь, людей и искусство, и ей отвечали взаимностью.»

 


После съемок на ТВ


Особенно запомнился её фирменный пирог «Герман», который хранился в холодильнике в трёхлитровой банке и «жил» годами. Этот символ домашнего уюта был известен всем её друзьям, коллегам и студентам. Герман требовал особого ухода: регулярного "подкармливания" сахаром и молоком. Если его делили, он капризничал и плохо поднимался. Но когда выпекали целиком, он получался настоящим шедевром!

Вместо заключения

Семейные корни

Все трое детей Тамары Николаевны получили музыкальное образование, но решения, чем заниматься дальше, принимали самостоятельно. Старшая − Алла Борисовна − выбрала педагогическую деятельность в области музыки, окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка и Белорусскую государственную академию музыки, 16 лет возглавляла кафедру музыкально-педагогического образования в БГПУ.



Т. Н. Нижникова с детьми


Средний сын Аркадий Аркадьевич стал художником-оформителем, а младший Андрей Аркадьевич одно время увлекался эстрадой, играл на бас-гитаре в профессиональной группе. Театр полюбили все, ездили с родителями на гастроли, много времени проводили за кулисами, с удовольствием смотрели спектакли. В детстве Алла и Андрей даже выходили на «мамину» сцену.



Алла Нижникова в спектакле «Русалка» А. Даргомыжского

 

Например, в опере «Теремок» исполняли роли зайчат, мышат, лягушат… Участвовали и во «взрослых» постановках, например, в операх «Русалка» А. Даргомыжского или «Пиковая дама» П. Чайковского. На свою первую «зарплату» шестилетняя Алла купила маме сумку и зонт белого цвета в красный горошек, чем очень гордилась.

 


Т.Н. Нижникова с внучкой Ксенией


Внучка Тамары Николаевны Ксения (дочь младшего сына Андрея) тоже выбрала музыку сферой своей профессиональной деятельности – она дирижер-хоровик.

Память, вдохновляющая поколения





Тамара Николаевна Нижникова останется в истории как человек, который смог соединить высочайшее профессиональное мастерство с искренней любовью к людям и искусству. Её талант, трудолюбие и человечность продолжают вдохновлять новых поколений музыкантов и слушателей. А для своей семьи она была не только легендарной певицей, но и замечательной женой и матерью, которая умела найти баланс между карьерой и личной жизнью.

Ее ученики и последователи продолжают нести ее свет в мир.

К 100-летию со дня рождения Тамары Николаевны Нижниковой на сцене Большого театра Беларуси была представлена опера Дж. Россини «Севильский цирюльник». Напомним, что именно Розина была одной из самых любимых партий певицы, ее визитной карточкой.
В спектакле блистательно исполнили свои партии:
Граф Альмавива – лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины Юрий Городецкий
Фигаро – дипломант международного конкурса Денис Янцевич
Бартоло – лауреат международного конкурса Дмитрий Капилов
Розина – лауреат международных конкурсов, обладатель медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова
Базилио – заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Валентий
Берта – лауреат международного конкурса Марина Лихошерст
Фиорелло – лауреат международных конкурсов Руслан Маспанов
Офицер – лауреат международных конкурсов Святослав Сахаров
За дирижерским пультом был маэстро Владимир Оводок

 

 

 

Фото из архива Большого театра Беларуси и семейного архива.
07.03.2025