Новости

"Музыка Ренессанса и барокко"

 

 

24 января 2024 года в Камерном зале им. Л. П. Александровской состоится концерт "Музыка Ренессанса и барокко". В этот вечер история двух стилевых эпох будет представлена памятниками культуры Европы, включавшей и ареал современной Беларуси. Программа инициирована и подготовлена струнным квартетом Большого театра Беларуси "Vivat-Quartet" - ансамблем, исполняющим музыку различных стилевых направлений. Квартет не только выступает в академическом формате, представляя программы камерно-инструментальной музыки, но участвует в гала-концертах, фестивалях и других крупных проектах Большого театра Беларуси, гастролирует в нашей стране и за рубежом. 

 

Смысловым и эмоциональным акцентом новой программы "Vivat-Quartet" станет музыка высокого барокко, в первую очередь - жемчужина мирового музыкального искусства «Stabat mater» Джованни Баттиста Перголези. «Stabat mater» - не просто образец барочного стиля и жанра, это произведение «барочно» по своей сути: обращено к Богу и к человеку одновременно, оно несёт на себе отпечаток жизненной трагедии его мастера. Молодой человек, уже имеющий широкое признание внезапно получает страшный удар судьбы. Ему было 25, когда болезнь вынудила его покинуть шумный Неаполь и переехать в провинциальное местечко Поццуоли, где он и провёл последний год своей жизни. Перголези, автор опер и один из родоначальников оперы-буффа, обращается к духовной музыке. До самой смерти в 1735 году он работал над «Stabat Mater» и оставил миру истинное свидетельство работы человеческого Духа, познавшего мир в его радости и в его боли, мятущегося, скорбящего и смиряющегося. В концерте произведение будет исполнено струнным квартетом "Vivat-Quartet" и солистками белорусской оперы - лауреатом международных конкурсов Марией Галкиной и дипломантом международных конкурсов Екатериной Михновец.

 

Шедевр итальянского мастера будет представлен в изысканном окружении, которое представит панораму европейского искусства с эксклюзивными вкраплениями - образцами музыки, составлявшими музыкальную реальность Беларуси XVI - XVII веков.

 

Музыкальная культура Беларуси на протяжении многих столетий была неотъемлемой частью общеевропейского культурного пространства, об этом свидетельствуют многочисленные документальные источники. Среди таковых - старинные хроники, мемуары, летописи и другие исторические материалы, найденные в архивах разных стран, но главное - музыкальные памятники: рукописные и печатные партитуры и клавиры, нотные манускрипты. Ещё полстолетия назад музыкальная культура Беларуси до ХХ века была terra incognita, однако в настоящее время наличие на территории современной Беларуси развитой музыкально-театральной культуры и включённость её в общеевропейский исторический процесс не вызывает сомнений. Благодаря увлечённой и самоотверженной работе энтузиастов-исследователей (искусствоведов, исполнителей, историков, культурологов), посвятивших многие годы своей жизни этому подвижническому труду, мы можем сложить достаточно цельное представление о том, какой являлась музыкальная культура наших земель в XVI - XIX веках и составить представление о том, какая именно музыка тогда исполнялась.

 

"Vivat-Quartet" впервые обратился к наследию музыкальной культуры Беларуси прошлых столетий в 2022 году, подготовив программу «Музычная скарбніца Нясвіжа». Большинство из произведений появились в репертуаре коллектива благодаря содействию эксперта по музыкальному наследию Беларуси -доктора искусствоведения, профессора Ольги Владимировны Дадиомовой, любезно предоставившей для подготовки программы нотные материалы из своей личной коллекции. В рождественские дни ансамбль представил программу «Калядны падарунак», также посвящённую музыке Беларуси XVI - XIX столетий, в которой в том числе были исполнены старинные канты в авторской обработке квартета. В этот раз "Vivat-Quartet" подготовил концерт-экскурс в музыку европейского прошлого, в котором артефакты культуры Беларуси инкрустированы в общую картину шедевров признанных мастеров из Италии и Германии.

 

Эпоха Ренессанса - одна из наиболее плодотворных и «культурообразующих» в европейской истории. Общеизвестно, что высочайшего расцвета ренессансное искусство достигло на его родине - в Италии, сохранившей античное наследие и опоэтизировавшей христианские ценности и идеалы. «Свет Возрождения, - пишет в своей монографии профессор Ольга Дадиомова, - постепенно разливаясь на запад и восток от своего источника, приобретал новую окрашенность в культурном пространстве Германии и Чехии, Польши и Украины, Литвы и Беларуси», подчёркивая далее, что при всей разности философских концепций, сама эстетическая модель их воплощений в искусстве разных европейских стран была единой, вне зависимости от географии её происхождения.

 

В концертной программе 24 января музыка Ренессанса будет представлена несколькими образцами, созданными музыкантами, причастными к культуре Беларуси того времени и оказавшими на неё серьёзное влияние. Это Вацлав из Шамотул, Николай Гомулка и Диомед Като.

 

Вацлав из Шамотул (Wazlaw z Szamotul / Вацлаў з Шамотул, 1526 или 1529 или 1537 - 1567 или 1568) - яркий представитель восточноевропейского Возрождения, один из наиболее известных деятелей польской музыкальной культуры этого периода. С 1555 года поступил на службу к князю Николаю Радзивиллу Чёрному. В концерте прозвучит «Pieśń o Narodzeniu Pańskim» в переложении для струнного квартета.

 

Николай Гомулка (Mikolaj Gomólka / Мікалай Гамулка; 1535 – 1591 или 1609) - участник капеллы короля Жигимонта II Августа, где играл на деревянных духовых, струнных инструментах и органе. В 1563 году переехал в Сандомир, где занимался общественными делами, в 1560 поступил на службу к бискупу П.Мышковскому, в 1590-1592 годах работал у канцлера Яна Замойского. В 1580 году Гомулка издал сборник 150 псалмов, который стал грандиозным памятником культуры эпохи Возрождения. Четырёхголосные псалмы написаны в лучших традициях ренессансного искусства и предназначены для широких кругов любителей и знатоков музыки. В концерте прозвучит переложение псалма «Domine, ne in furore tuo arguas me».

 

Диомед Като (Diomedes Cato / Дыямед Като; пасля 1560 – пасля 1607) - итальянец, композитор и лютнист. Лютнист королевского двора Жигимонта III Вазы (1588 - 1593). В составе королевской свиты посетил различные города Швеции и Речи Посполитой, в том числе Гданьск и Вильнюс. В 1600-1602 гг. работал у прусского казначея Станислава Костки, после чего вернулся к королю и принял предложение продолжить работу придворным лютнистом.

 

Музыка барокко оказалась мощнейшей сферой воплощения общеэстетической и художественно-стилевой парадигмы своей эпохи. Барочное музыкальное творчество, отмеченное масштабностью и размахом творческих концепций, величием идей, напряжённой патетикой и экспрессией чувств, выделяется своей смысловой насыщенностью. Стиль барокко получил в музыке различные региональные модификации, при этом отличия западно- и восточноевропейского искусства выделились весьма отчётливо. Интересно, что в культуре Беларуси сосуществовали стилевые черты обоих направлений: восточного, захватывавшего и территорию России (культура барокко распространилась более широко, нежели Ренессанс, и была представлена огромным славянским пластом), и западного, развивающегося в русле соответствующих тенденций. Одним из ярких представителей музыкальной культуры барокко в Беларуси стал Андрей Рогачевский (Андрей из Рогачёва / Андрэй Рагачэўскі / Andrey Ragachevski) - органист и композитор, работавший в Несвиже в первой половине XVII века, придворный органист Альбрехта Станислава Радзивилла. В частности, в Канцоне Андрея Рогачевского воплощены все основополагающие приметы четырёхголосной однотемной барочной фуги. Композиция при этом достаточно лаконична, что придаёт ей особую напряжённость и концентрированность.

 

Канцона Андрея Рогачевского станет одним из штрихов исторической ретроспективы, подготовленной музыкантами. Прозвучит музыка выдающихся мастеров барокко Германии и Италии. Немецкая и английская музыка будет представлена частью Концерта для трубы Георга Филиппа Телемана (солист -лауреат международного конкурса Павел Бурцев), Арией из Второй оркестровой сюиты И.С.Баха, Сонатой для двух скрипок и клавира Г.Ф.Генделя (в исполнении лауреатов международных конкурсов Ирины Масловой, Аниты Малюгиной и заслуженной артистки Республики Беларусь Юлии Щербаковой), а итальянская - произведениями Томазо Альбинони (Синфония Ре мажор в переложении для струнного квартета) и Луиджи Боккерини (Grave assai из Струнного квинтета Ре мажор, известное также как Интродукция и фанданго, будет исполнено квартетом и лауреатом международных конкурсов гитаристом Виталием Дубовиком).

 

Автор проекта - Ирина Маслова.
Режиссёр концерта – Наталья Барановская.

0
0
0
s2sdefault