«Переплетение трех явлений без которых немыслима сама жизнь: физическое начало, душевное и – неизбежный финал. Они, словно вехи на пути человеческого существования, образуют неразрывную цепь – от зарождения до завершения. Чтобы подчеркнуть это триединство, эту глубокую взаимосвязь, и появились три названия, которые не просто обозначили бы определенные этапы жизни, а стали бы своеобразными символами этих начал.
«Болеро» выступает метафорой физиологии.
«Пляска смерти» – как диалог с неизбежным.
«Кармен» воплощает душевный порыв: любовь, будучи самой яркой эмоцией, оборачивается трагедией. И три смерти в финале не случайны…
Тело, душа, смерть…»– говорит Игорь Колб, главный балетмейстер театра, заслуженный артист Российской Федерации (балетмейстер-постановщик Вечера одноактных балетов «Пляски», автор либретто и хореографии).
Тело, душа, смерть… Обращение к этим трем измерениям напоминает: жизнь не череда разрозненных моментов, а целостная траектория, где каждая точка наполнена смыслом…
«Я не могу не провоцировать публику, когда у меня есть возможность предлагать зрителю что-то новое и интересное», – говорит Игорь Павлович.
Вечер одноактных балетов превратится и в вечер французской музыки – будет звучать Морис Равель, Камиль Сен-Санс и Жорж Бизе. Дирижер-постановщик – главный дирижер Большого театра Беларуси, народный артист Башкортостана Артем Макаров. Добавим, что в спектакле, продолжая мысль постановщиков, примут участие и солистки оперы театра – заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова и Дарья Горожанко.
Лейтмотивом сценографии спектакля станет образ растущего чертополоха. Он словно символ противоречивой красоты – колючей, но завораживающей. Как нарастающий ритм "Болеро" этот цветок, словно живой персонаж, прорастает сквозь действие, отражая историю Игрока в «Пляске…» и трагедию Кармен: чертополох манит и ранит, а его увядание в финале становится метафорой гибели страсти. Художник-постановщик Ольга Мельник-Малахова словно переносит на сцену шипы и лепестки цветка – в них заложена трагическая гармония: прекрасное и обреченное.
Темная маска, вуаль, яблоко, бабочки и клетка также станут узнаваемыми символами в сценографической истории спектакля. Эти элементы формируют визуальную и смысловую основу спектакля, отражая его ключевые темы жизни и смерти, борьбы и ее обреченности, искушения и трансформации.
В сценографии использована модульная система декораций. Да, рождается цельная история, и все-таки – в каждом балете она своя. Один характер – движения к цвету и свету – в «Болеро». В «Пляске смерти» доминируют более туманные оттенки. «Кармен» – полноцветная, живая, более бытовая история – в декорациях и костюмах.
Главные партии в балетах готовят ведущие солисты балета Большого театра Беларуси: Антон Кравченко, Марина Вежновец, Юрий Ковалев, Людмила Хитрова, Андрей Бариев, Елизавета Мусорина, Алина Руденко, Владимир Руда, Денис Шпак, Диана Багатова, Александр Мисиюк, Константин Белохвостик, Владислав Коляда, Александра Чижик, Иван Камышов и др.
Добавим, что над постановкой также работают: народная артистка Беларуси Нина Ломанович (хормейстер-постановщик), Евгений Лисицын (художник по свету), Виктория Злотникова (художник по компьютерной графике и видеоряду).
Премьерный показ пройдет в Большом театре Беларуси 11 апреля. Следующие показы – 12 и 13 апреля.