24 мая на сцене Большого театра Беларуси − опера Шарля Гуно «Фауст». Спектакль будет посвящен 95-летию народного артиста Беларуси Виктора Чернобаева (1930-2021), чей творческий путь олицетворяет собой высочайший уровень мастерства и преданности искусству. Этот спектакль станет особенным событием, наполненным тёплыми воспоминаниями о легенде белорусской сцены, ведь именно Мефистофель стал одной из знаковых ролей в репертуаре Виктора Максимовича — персонаж, воплощающий харизму, драматизм и подлинную глубину таланта певца.
Мощный голос мягкого приятного тембра, яркая острохарактерность в обрисовке персонажей, органичность и искренность, мастерство перевоплощения и драматический темперамент позволяли Виктору Чернобаеву создавать выразительные разноплановые образы.
В его творческом багаже — почти сто ролей, множество выступлений как в Беларуси, так и за её пределами, обширная коллекция аудио- и видеозаписей, а также впечатляющий список высоких наград.
Виктор Максимович Чернобаев родился 16 мая 1930 года в Новороссийске. Его детство прошло среди природных красот Краснодарского края: отец часто брал сына с собой в горы, где они занимались заготовкой леса. Однако Виктор мечтал о море и планировал поступать в мореходное училище. Судьба же распорядилась иначе — началась Великая Отечественная война, семья была эвакуирована в Краснодар. После войны пятнадцатилетний Виктор работал токарем на жестяно-штамповальном заводе, одновременно обучаясь в вечерней школе. Именно там он начал выступать в художественной самодеятельности, раскрывая свой уникальный природный голос.
После окончания семи классов Виктор поступил в Краснодарское музыкальное училище, а через год был направлен в музыкальное училище при Московской консерватории. В 1950 году его призвали в армию, и он стал солистом Ансамбля песни и танца Московского военного округа. После демобилизации судьба привела его на сцену Большого театра оперы и балета Беларуси, где он служил более полувека — с 1958 по 2011 год. За это время выдающийся певец создал целую галерею запоминающихся образов.
Его первыми партиями стали Варяжский гость в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова и жрец Нилаканта в «Лакме» Л. Делиба. Первой же значительной работой, принёсшей ему уверенность, была роль Гаспара в оперетте «Корневильские колокола» Планкетта. Как вспоминал сам артист, именно эта партия помогла ему почувствовать себя на сцене уверенно и свободно.
Партия царя Агамемнона из оперы «Орестея» С. Танеева также относится к числу работ раннего периода творчества певца. Его герой запомнился зрителям как сильный, мужественно бросающий вызов судьбе.
Виктор Максимович постоянно учился актёрскому мастерству у тех, кто его окружал: актёров, режиссёров и дирижёров. Его невероятно мощный бас, музыкальность, великолепные актерские данные быстро принесли ему признание и любовь публики.
Особое место в репертуаре певца занимали роли, где трагическое переплеталось с комическим. Среди них — Мельник из «Русалки» А. Даргомыжского и Варлаам из «Бориса Годунова» М. Мусоргского. Благодаря природному чувству юмора, внимательности и способности замечать характерные детали, В. Чернобаев создавал яркие комические образы. Такие партии, как Дон Базилио и Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В.А. Моцарта), Мендоза («Обручение в монастыре» С. Прокофьева) и Уберто («Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези), отличались точностью в сценическом рисунке и богатством выразительных средств: мимика, жесты, движения – всё было идеально.
Среди ключевых партий в репертуаре народного артиста Беларуси — Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно, царь Додон в «Золотом петушке» Н. Римского-Корсакова, Дон Паскуале в опере «Дон Паскуале» Г. Доницетти, Кутузов в «Войне и мире» С. Прокофьева, Иван Сусанин в одноимённой опере Глинки, Галицкий в «Князе Игоре» А. Бородина, Рамфис в «Аиде» и Филипп II в «Дон Карлосе» Дж. Верди и многие другие.
В белорусском репертуаре Виктор Чернобаев также создал яркие образы: Данило в опере «Алеся» Е. Тикоцкого, пан Гадлевский в «Ясном рассвете» А. Туренкова, Тарас в «Колючей розе» Ю. Семеняко, Письмоводитель в «Джордано Бруно» и Полицейский в «Визите дамы» С. Кортеса, Начальник штаба в опере «Тропою жизни» Г. Вагнера. Виктор Максимович принимал участие в телеверсиях опер «Утро» Г. Вагнера и «В пущах Полесья» А. Богатырёва (партии Булак-Булаховича и Тараса).
Талант Виктора Чернобаева высоко ценили коллеги и зрители. Народная артистка СССР Тамара Нижникова говорила о нём: «Какой у него голос, какой тембр! У него особый бас. Вот если есть бархат, то он – Пан бархат». Народная артистка Беларуси Наталья Руднева подчеркивала: «Везде он нёс образ как настоящий актёр. И всегда был помощником молодым».
Виктор Максимович обладал удивительной способностью создавать вокруг себя атмосферу лёгкости и доброжелательности. Он всегда излучал радость и оптимизм. Его профессионализм сочетался с исключительной скромностью: он никогда не отзывался плохо о коллегах и всегда стремился поддерживать молодое поколение артистов.
За свою долгую карьеру Виктор Максимович Чернобаев получил множество наград. В 1964 году он стал народным артистом Беларуси. В 2001 году за значительный вклад в развитие белорусского искусства был награждён медалью Франциска Скорины. В 2006 году ему вручили приз Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка».
Виктор Чернобаев был не просто певцом, но и настоящим актёром, который мог перевоплощаться в самые разные образы. Его творчество стало эталоном мастерства, а его голос до сих пор остаётся образцом баса-буффо.
Исполнение роли Мефистофеля стало одной из вершин творческой биографии Виктора Чернобаева. Его Мефистофель был не просто дьявольским персонажем, а сложным, многогранным образом, полным иронии, обаяния и внутренней силы. Именно поэтому постановка «Фауста» 24 мая станет не только данью уважения великому артисту, но и возможностью для новых зрителей познакомиться с шедевром оперного искусства.
Главные партии в спектакле исполнят:
Доктор Фауст – народный артист Беларуси Сергей Франковский,
Молодой Фауст – народный артист Республики Башкортостан и Республики Татарстан Ильгам Валиев (Башкирский государственный театр оперы и балета)
Мефистофель – лауреат международного конкурса Андрей Селютин,
Маргарита – лауреат международных конкурсов Елена Золова,
Валентин – лауреат международных конкурсов Андрей Логвинов,
Марта – дипломант международных конкурсов Екатерина Михновец,
Зибель – лауреат международных конкурсов Андрей Матюшонок,
Вагнер – дипломант международного конкурса Андрей Клипо.
Дирижер – Владимир Оводок.