Новости

Годы энтузиазма: студия, ставшая театром

 

 

…Один кабинет, один рояль; декорации, реквизит и костюмы — поначалу всё в одном помещении. И два десятка вдохновлённых лиц, мечтающих о большом искусстве. Именно в классе № 20 Белорусского музыкального техникума началась история, которая изменила культурную карту страны.

 

5 октября 1930 года Высший оперный класс Белорусского музыкального техникума был реорганизован в Государственную студию оперы и балета.
В книге Ариадны Ладыгиной «Лариса Александровская. Документально-театральный роман» отмечается, что студия комплектовалась из выпускников вокального, хореографического и оркестрового отделений музыкального техникума, а также из артистов хора и балета, входивших до того в состав драматического театра.


Руководство студией было доверено Илье Гитгарцу, который стал её художественным руководителем и главным дирижером. Вокальную и педагогическую подготовку артистов курировал известный певец и педагог Антон Боначич, а также концертмейстер и хормейстер Георгий Петров. Хореографическую часть возглавил балетмейстер Лев Крамаревский, внёсший весомый вклад в развитие пластической выразительности студийных постановок. Для обучения сценическому мастерству был приглашён режиссёр и педагог Михаил Рафальский, чьи занятия помогли артистам раскрыть себя на сцене. Оперные спектакли создавались под руководством недавних выпускников Белорусской драматической студии в Москве режиссера Бориса Норда и артистки БДТ-2 Ольги Борисевич, а также Владимира Тезавровского, актёра МХАТа, который ранее работал режиссером в Одессе, где основал собственную актёрскую студию.
Студийный этап положил начало формированию национальной школы оперы и балета. Всего за три года существования студии были осуществлены постановки четырёх опер: «Золотой петушок» и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж. Бизе и «Евгений Онегин» П. Чайковского. Эти спектакли отличались самостоятельным режиссёрским подходом и стремлением к поиску оригинальных идейно-художественных решений, раскрывающих классику в новом сценическом прочтении.


В студии формировались творческие индивидуальности белорусских вокалистов, которые начинали учиться в оперном классе. Разностороннюю профессиональную подготовку тут получили Д. Кроз, В. Пукст и другие будущие оперные артисты. О подлинной атмосфере вдохновения, царившей в студии, впоследствии писала Л. Александровская, живо и образно передавшая дух тех незабываемых лет становления национального музыкального театра:
«…Мы самі ставілі дэкарацыі, шылі касцюмы, усё рабілі ахвотна і з захапленнем, натхнёныя цудоўнай мэтай – стварэннем беларускага нацыянальнага тэатра оперы і балета. Менавіта тут узнікла асноўнае ядро будучага тэатра – творчы калектыў на чале з салістамі – Балоціным, Друкер, Млодак, Дзянісавым і іншымі. …Вядомыя маскоўскія і леніградскія педагогі, музыканты, рэжысёры прыязджалі ў Мінск і кіравалі спачатку нашай работай. Яны выхоўвалі нас на вялікіх традыцыях рускага мастацтва, дапамагалі авалодаць музычнай культурай і асновамі рэалістычнага метаду…»


Опера Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленная в 1931 г., яркой страницей вошла в культурную жизнь республики. Спектакль хорошо был принят критиками и публикой. Одним из его главных достоинств была вокальная сторона. Ведущая партии исполняли Т. Никитина-Боначич (Шемаханская царица), В. Калиновский (Додон), И. Болотин (Звездочет), М. Денисов (Афрон) – все ученики А. П. Боначича.


Важнейшим достижением оперной студии явилась постановка оперы Ж. Бизе «Кармен». Отмечая определенные недостатки, Б. С. Смольский писал, что «молодые артисты сумели передать красоту и прелесть лирики Бизе. Они вдохновенно пели свои арии, вызывая одобрение слушателей». Поэтический образ Кармен создала Л. Александровская, И. Русин вышел в партии Хозе, Т. Боначич – Микаэлы, М. Денисов и В. Калиновский – Эскамильо. Важно отметить, что опера ставилась на белорусском языке (переводчик – Ю. Дрейзин).


Все это было результатом большой учебной работы, напряженного труда педагогов. За три года в Государственной студии оперы и балета были подготовлены будущие солисты, артисты балета, оркестра и хора Белорусского государственного театра оперы и балета.
После успеха студии создание белорусского государственного театра оперы и балета стало неизбежным. Его торжественное открытие состоялось 25 мая 1933 года на сцене БДТ-1. Был показан лучший спектакль студии «Кармен» Ж. Бизе.

 

0
0
0
s2sdefault