Архив новостей

К 100-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ ЧЕМОДУРОВА

 21 января опера «Аида» Дж.Верди посвящена 100-летнему юбилею выдающегося театрального художника Евгения Чемодурова.

Евгений Чемодуров родился 28 января 1914 года в городе Шумиха Курганской области. Творческая судьба Евгения Григорьевича Чемодурова поначалу складывалась так же, как судьба многих художников его поколения. Талантливый студент Костромского частного художественного училища продолжил художественное образование, поступив в 1932 году в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при Всероссийской Академии художеств. Евгений Чемодуров был лучшим учеником Евгения Лансере и ему прочили будущее выдающегося исторического живописца. Однако главным его увлечением был театр, особенно опера. В годы учебы Чемодуров работал в Пушкинском театре, где он реставрировал декорации Александра Головина к “Маскараду” Лермонтова и оформил по эскизам Петрова-Водкина спектакль “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше. После успешного окончания Академии художеств его приглашали на работу многие театры Ленинграда, киностудия “Ленфильм”.

Но здесь Чемодуров проявил себя как человек, предпочитающий искать собственные решения, казавшиеся стандартно мыслящим личностям совершенно неоправданными и непонятными. Вместо вожделенной многими второй столицы, он выбрал драматический театр в Душанбе. Также как и гораздо позже, уже зрелым мастером, работая в Москве над оформлением спектакля “Гроза”, он полностью отказался от уже принятых и четко одобренных худсоветом эскизов и переделал все оформление спектакля, кардинально изменив образный строй декорации. Умение не идти на поводу, быть свободным, отказаться от благополучия, неуспокоенность на достигнутом — эти во  все времена высокие и редкие качества были отличительной чертой Чемодурова-художника и человека.

В Душанбе Евгений Чемодуров начал работу в 1938 году — сначала в Театре драмы, затем в Театре оперы и балета. Спектакль выходил за спектаклем, ставились как таджикские пьесы, так и пьесы классического репертуара, советских и русских писателей. Чемодуров много ездил по Средней Азии, изучал литературу, легенды, ремесла, архитектуру. За семь лет работы в Душанбе Евгений Чемодуров оформил много оперных и балетных спектаклей. В 1951 году Евгения Григорьевича пригласили на должность главного художника в Московский театр драмы им. В. Маяковского.

В 1959 году Евгений Григорьевич Чемодуров принял приглашение стать главным художником Белорусского государственного академического Большого театра оперы и балета. Евгений Чемодуров работал в белорусском театре оперы и балета до 1976 года, в 1960-91 годах также преподавал в Минском театрально-художественном институте.

Творчество Евгения Чемодурова стало эпохой в истории театра. Евгений Чемодуров является автором сценографии и костюмов в знаковых для театра спектаклях, таких как "Орестея" С.Танеева, "Обручение в монастыре" С.Прокофьева, "Колючая роза", "Когда опадает листва", "Зорка Венера" Ю.Семеняко, "Ясный рассвет" А.Туренкова, "Алеся" Е.Тикоцкого, "Андрей Костеня" Н.Аладова, "Мечта", "Альпийская баллада" Е.Глебова, "Свет и тени" Г.Вагнера; "Князь Игорь" А.Бородина, "Пиковая дама" и "Лебединое озеро" П.Чайковского, "Золушка" С.Прокофьева и многих других.

Спектакли, которые шли на белорусской сцене, художник оформлял и в других театрах. Но, будучи высоким профессионалом,  он никогда не повторял декораций и всегда заново придумывал весь спектакль, находил совершенно новое сценографическое решение.

Его знаменитая “Аида” была поставлена в 1953 году, но не на белорусской сцене. Так как в то время художник работал советником министерства культуры Румынии — он, помимо основной работы, создал декорации к этой опере Верди, премьера которой состоялась в только что открывшемся театре оперы и балета в Бухаресте. Технически оснащенная сцена позволила создать монументальное героическое произведение. Художник широко использовал в оформлении оперы “Аида” живописно-объемные декорации, объемную скульптуру, с помощью света добиваясь многоплановости сценического пространства и пластической завершенности зрительных образов. Глубокий и сложный мир музыки Дж. Верди Евгений Чемодуров воплотил языком искусства декоратора. Впоследствии как художник-постановщик Евгений Чемодуров работал над «Аидой» в Челябинске и Казани.

Создавая в 2011 году новую сценическую версию оперы «Аида», Большой театр Беларуси обратился к творческому наследию Евгения Чемодурова, познакомив современную театральную аудиторию с творчеством великого театрального художника ХХ века.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ