Архив новостей

Старинная французская легенда на сцене Большого

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА

 

 

 

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

 

 

 

 

 

 

Петр Ильич Чайковский открыл для себя историю слепой принцессы Иоланты, прочитав пьесу датского поэта Хенрика Герца «Дочь короля Рене» в журнале «Русский вестник». Композитор был очарован оригинальностью сюжета и лиричностью его написания.

Иоланда - дочь Изабеллы, герцогини Лотарингской, и Рене Анжуйского. 
Рисунок XVII века

Чем же покорили герои пьесы композитора? Внутренние их переживания показались Чайковскому вечными, глубоко человечными и близкими ему, несмотря на то, что действие пьесы происходит во Франции середины XV века. Принцесса Иоланта слепа, она не понимает, что такое видеть, так как полностью изолирована от внешнего мира, и никто из находящихся рядом не рассказывает ей, что такое зрение.

Спектакль 1975 года. Иоланта – Л. Кривенок, Лаура – Н. Руднева, Бригитта – Л. Шевченко

 

 Спектакль 2004  года. Иоланта –  А. Москвина

Ее отец, король Рене, приглашает мавританского врача Эбн-Хакиа, утверждающего, что он может помочь девушке, и настаивающего на том, что перед лечением нужно рассказать пациентке о ее слепоте. Но король отказывается от «терапии», страдая сам и заставляя переживать всех, любящих Иоланту.

Спектакль 1975 года. Рене – В. Чернобаев, Эбн-Хакиа – В. Генералов, Бертран – Д. Морозов

 

Несчастлив и Роберт, герцог Бургундский, с которым Иоланта была обручена с детства, хоть они никогда не встречались и молодой человек не знает о ее слепоте. Он направляется в замок короля, чтобы попросить Рене освободить его от обручения, так как влюблен в другую женщину. В этой деликатной миссии его сопровождает друг – граф Водемон.

 

Спектакль 1952 года 

Прежде чем эти двое увидятся с королем, они встречают Иоланту в дворцовом саду. Водемон очарован, заговаривает с девушкой и понимая, что она слепа, в отличие от придворных короля, спрашивает ее об этом напрямую, а затем объясняет, что такое зрение и что такое свет. Иоланта впервые узнает, чем она отличается от других людей.

 

Спектакль 1975 года 

 Спектакль 1975 года, Иоланта – И Шикунова, Водемон – А. Дедик 

 

Король Рене приходит в ярость и угрожает убить Водемона, но принцесса уже влюблена. Она соглашается на лечение, если ее отец сохранит жизнь графу Водемону. Юноша, в свою очередь, просит у короля руки Иоланты.

 

 На фото: Водемон – Э. Пелагейченко,  Иоланта – М. Гулегина, Король Рене – Я. Петров,  Эбн-Хакиа – Н. Моисеенко, 1986 год

Постановка 2004 года, Рене – О. Мельников,  Эбн-Хакиа – М. Жилюк

После лечения Эбн-Хакиа слепая принцесса действительно прозревает. В ключевой сцене произведения царит любовь, свет сияет для всех, ложь больше не нужна и никто не должен бояться наказания. Сердца героев озарены любовью, а композитор словно задает философский вопрос: а нужен ли вообще свет, чтобы понять истину? Или же, как позже выразился Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Спектакль 1952 года 

Оперу «Иоланта» Чайковский сочинил в 1891 году, работая параллельно над балетом «Щелкунчик». Либретто подготовил брат композитора Модест Чайковский. «Иоланта» была впервые представлена в составе двойной афиши с балетом «Щелкунчик» в петербургском Мариинском театре 6 (18) декабря 1892 года. 

В Большом театре Беларуси опера «Иоланта» Петра Ильича Чайковского была поставлена в 1952, 1975, 1993, 2004 годах.

Нынешнюю постановку осуществляют: дирижер – народный артист Республики Башкортостан Артем Макаров, режиссер – обладатель медали Франциска Скорины Анна Моторная, художник (сценография и костюмы) – Любовь Сидельникова, хормейстер – Сергей Агранович, художник по свету – Евгений Лисицын.

 

Режиссер-постановщик Анна Моторная:

«Опера «Иоланта» – это безусловный шедевр Петра Ильича Чайковского, лирическая, философская исповедь композитора. Потрясающий материал для взрослых и для юношества».

***
«Петр Ильич смог совершить прорыв в искусстве – он создал оперу, которая в конце XIX века смогла положить начало модерну, в этой опере есть все уровни психодрамы. Сегодня можно было бы сделать актуализированную постановку, однако новый спектакль мы представляем, скорее, в жанре фэнтези…»

***
«В этой опере соединена средневековая французская легенда, символика, мистериальность, православная духовность – опера имеет эффект храмового действа. Это редчайшая опера, приходящая к абсолютно светлому катарсическому финалу. Хочется, чтобы у нас получился красивый долгоживущий спектакль, который поможет приобщить к высокому жанру оперы тех, кто никогда раньше не был в театре».

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ