Новости

Премьера балета "Петрушка"

Легендарный спектакль впервые был представлен на сцене парижского театра «Шатле» в программе «Русских сезонов» Сергея Дягилева 13 июня 1911 года.

Тема будущего спектакля возникла в творческой фантазии композитора Игоря Стравинского: «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран!».

Сочиненная Стравинским музыка сразу заинтересовала Сергея Дягилева. В качестве художника и сценариста спектакля выступил русский художник, историк искусства, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа.

Хореограф Михаил Фокин приступил к постановке, когда сценарий и музыка были уже в основном готовы. «Я с самого начала своей деятельности выставил тезис: полная свобода композитору, – писал поздней Фокин. – Пускай он выражает свободно то, что он чувствует. До меня балетмейстеры просили: «16 тактов, еще 16 и еще 16». Получалась мужская вариация. Мне противен такой подход к музыке. Я ждал от композитора картины, образы, характеры. Из такой идеи «раскрепощения композитора» создался новый балет, в частности новая музыка. Став свободной, музыка стала богаче, и обогатился сам танец».

Премьера балета «Петрушка» прошла с большим успехом. В блестящем творческом союзе Игоря Стравинского, Михаила Фокина и Александра Бенуа родился шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Первыми исполнителями главных партий были легендарные танцовщики Вацлав Нижинский (Петрушка) и Тамара Карсавина (Балерина).

Народный артист России, выдающийся танцовщик современности, один из самых востребованных режиссеров-постановщиков и продюсеров российского балета Андрис Лиепа впервые обратился к балету «Петрушка» еще в 1990-х годах прошлого века. И на протяжении 25 лет он осуществил больше тридцати постановок этого спектакля по всему миру. В белорусском театре оперы и балета «Петрушка» ставится впервые.

«Когда появилась идея восстановить «Петрушку», – рассказывает Андрис Лиепа, – я встречался с внучкой Михаила Фокина, она предоставила некоторые материалы, в том числе клавир, который использовал хореограф, с его пометками. Балет «Петрушка» остался и в записях на кинопленке, потому что этот спектакль всегда присутствовал в репертуаре западных театров. «Петрушка» шел в Гранд-опера, в Американском балетном театре. До 1942 года Михаил Фокин жил в Нью-Йорке, и этот спектакль, так же как и его «Шопениана», был поставлен в Метрополитен-опера. Поэтому я сохранил в своих постановках все, что можно было максимально сохранить от Фокина».

Дирижер-постановщик балета «Петрушка» – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, художник-постановщик – Анатолий Нежный (Россия), художник по свету – Нина Иванкина.

 

 

 

Cпектакль создан при участии Группы компаний ViM Union

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ