NEWS ARCHIVE

Премьера оперы "Кармен"

 14 июня в Большом театре Беларуси состоялась премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Без сомнения, «Кармен» - это самая знаменитая французская опера. Несколько мелодий из «Кармен» может напеть любой житель нашей планеты, даже далекий от мира классической музыки. Из мобильных телефонов звучат куплеты тореадора и марш из оперы «Кармен». А блузки особого покроя давно называют просто - «а ля Кармен», настолько ярким, броским является образ главной героини. В 1875 году, когда состоялась премьера оперы, появление такой героини на сцене было крайне необычным и вызывающим для Парижа того времени, центра европейского мира. Образ цыганки Кармен, пришедший в мир из-под пера новеллиста Проспера Мериме, пугал, отталкивал и одновременно притягивал своей чувственностью и анархической свободой, был олицетворением тайны, соблазна.

Скандал вокруг спектакля лишь разжигал интерес к нему зрителей: в год премьеры «Кармен» выдержала сорок пять представлений. В январе 1876 года оперу «Кармен» увидел Чайковский. Он был покорен музыкой, написав через некоторое время ставшие пророческими слова о том, что через десять лет «Кармен» будет самой популярной оперой в мире. Через полгода после парижской премьеры «Кармен» была поставлена в Вене, а затем и в других городах. Отношение к главной героине, а вместе с ней и к опере, менялось.

В 1933 году именно с постановки «Кармен» с легендарной Ларисой Александровской в главной роли началась история Белорусского театра оперы и балета. Популярность спектакля была ошеломляющей – он  шел едва ли не каждый вечер.

Восьмую в истории театра сценическую версию оперы подготовили дирижер Андрей Галанов, режиссер Галина Галковская, автор сценографии и костюмов Анна Контек, хормейстер Нина Ломанович, балетмейстеры Юлия Дятко и Константин Кузнецов, Елена Алипченко (номера фламенко), художник по свету Людмила Кунаш.

Дирижер-постановщик Андрей Галанов:  Бизе задумал свое произведение для театра Опера Комик, но в итоге получилась опера, которая и по форме, и по содержанию не вписывалась в жанр «комической оперы». Конфликт ожиданий публики и того, что она увидела на премьере, привел к тому, что произведение сразу не было оценено, и даже красота музыки «Кармен» не спасла ее от провала.

Успех пришел к опере после того, как Эрнест Гиро, близкий друг и соратник Бизе, сделал новую редакцию, заменив диалоги музыкальными речитативами, приблизив произведение к классическому пониманию оперы. И отношение оперной публики к  «Кармен» изменилось. Некоторые считают, что любая опера состоялась, если в ней есть хотя бы одна настоящая ария, которая со временем станет узнаваемой. А тут целый набор «оперных хитов».
Для меня как для дирижера одной из сложностей в этой опере является ее номерная структура. Мне ближе музыкальная форма со сквозным развитием, когда ты неотрывно следуешь за музыкальной тканью, без каких-либо пауз. Я понимаю, что здесь все оправдано, все сопряжено с действием. Но когда заканчивается очередной номер, на сцене развиваются взаимоотношения персонажей уже в форме диалога, эти отношения от тебя не зависят, ты не можешь ими руководить, то дирижер поневоле превращается в наблюдателя и зрителя до начала следующего номера.

Ппсихологически спектакль для меня делится на две части – до сцены гадания и после. Я считаю, что первый, второй акты и третий акт до гадания – это завязка, они решены композитором как музыкально-драматический спектакль, несмотря на то, что здесь сложнейшее пение, великолепный музыкальный материал. От сцены гадания начинается настоящая «оперная история», это драматический перелом спектакля. Финал 3-го акта и весь 4 акт написаны без разговорных сцен, это уже действительно опера – великая опера.

Режиссер-постановщик оперы Галина Галковская: Образ Кармен – невероятно притягательный. Она терпкая, страстная. Она гордая, самодостаточная личность, Но меня, как личность, как женщину, отталкивают в ней ее безрассудность, желание безграничной, требующей жертв, свободы. Ее свобода стихийна, она не имеет границ. Она говорит: «Я сама себе и бог и дьявол». Дьяволом в спектакле ее часто называет Хозе. То есть, она часто нарушает нравственные законы, которые являются основой для создания личности. Мне было тяжело, потому что я должна была оправдать ее, а все мои симпатии были на стороне Хозе. Поэтому все, что я буду рассказывать в спектакле – это не путь жизни Кармен, а путь ее смерти. И я буду раскрывать этапы на пути ее смерти. Там, где будет смерть физическая, там не будет смерти духовной, нравственной.

Посмотрите, какая с Кармен происходит метаморфоза. Она утверждала: «Любви нет!». А с ней это происходит. Да, не в Хозе она влюбляется. Но если бы она не встретила Хозе, с ней бы эта метаморфоза не произошла. В финале Кармен выходит в свадебном наряде. От полного неверия в любовь она приходит к познанию любви. Когда человек любит, он обретает Бога. В этой постановке для меня важна тема веры в Бога и ее отсутствия.

Мне очень хочется, чтобы наш спектакль приносил радость людям – и тем, кто над ним работает, и тем, кто будет его смотреть. Я хочу посвятить его всем великим дирижерам, артистам, художникам, балетмейстерам, хормейстерам, концертмейстерам – великим творцам, которые по крупицам создавали этот театр и сделали его Большим, помогли обрести свое лицо, прославили на весь Советский Союз.

0
0
0
s2sdefault

Partners