4 октября на сцене Большого театра Беларуси состоялась премьера детской оперы "Доктор Айболит" М.Морозовой по мотивам одноименного произведения К.И.Чуковского.
Дирижер-постановщик – Олег Лесун, режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе, художники по костюмам – Екатерина Булгакова, Мария Мороз.
Храбрый доктор Айболит всех излечит, исцелит! Он путешествует в Африку то на самолете, то на кашалоте, лицом к лицу встречается с коварным разбойником Бармалеем и его бандой, приходит на помощь всем приболевшим зверушкам. Опера "Доктор Айболит" весело и ненавязчиво рассказала зрителям о справедливости и настоящей дружбе, отваге и милосердии, добре и зле.
Татьяна Мушинская, музыкальный критик, поэтесса, автор либретто:-- Творчество Корнея Чуковского знают и любят все – дети и взрослые. Кто такой доктор Айболит, объяснять никому не нужно. Чуковский – классик детской литературы. В его стихах, кроме яркой образности и стилевого блеска, всегда есть динамика и юмор, сочувствие, доброта. Это близко детской психологии. А психологии взрослого импонирует многослойность образа и парадоксальность. В либретто использованы и творчески переработаны фрагменты из 10 стихотворных сказок писателя, отрывки из его прозы. Первый вариант либретто был готов осенью 2011 года, тогда же над ним начала работать известный белорусский композитор Марина Морозова. Процесс создания клавира, а потом и партитуры «Айболита» шел на протяжении четырех лет. Я очень рада, что для постановки «Доктора» собралась такая яркая, талантливая творческая группа.
Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик:- Детская опера как клоунада: для того, чтобы что-то пародировать, или делать как-будто плохо, нужно уметь делать это очень хорошо, что гораздо труднее. Для детей всё нужно делать более качественно, искренне и честнее, чем для взрослых, потому что дети не умеют прощать фальши, они, в отличает от взрослых, не понимают, что она может быть. Дети воспринимают мир таким, какой он есть. Что самое главное в детском спектакле? Чтобы на сцене была доброта. Доктор Айболит, прежде всего, добрый человек, он и зверей лечит добротой, и Бармалея перевоспитывает. Хотя и Бармалей-то у нас в спектакле не совсем разбойник, а скорее мальчишка-хулиган, и разговор со зрителем мы ведем о том, что все дети - хорошие и их нужно любить, а недолюбленные дети вырастают разбойниками. Конечно, в спектакле будут присутствовать и какие-то "взрослости", но никаких сокровенных смыслов и потаённых линий, которыми грешат многие режиссеры при постановке детских произведений не будет. "Доктор Айболит" - это опера для детей и их родителей.
Олег Лесун, дирижер-постановщик:- Музыка детской оперы должна быть живописной, доступной для восприятия ребенка и очень яркой образно, в ней должны быть яркие эмоциональные всплески. Дети не всегда понимают какие-то композиционные тонкости, но через визуально-слуховое восприятие дополняют услышанное своими красками. Музыка оперы "Доктор Айболит" в некотором роде нетрадиционная для восприятия. В ней встречаются яркие образные краски, где-то она соответствует характеру персонажа, где-то приходится дополнять, или усиливать какой-то инструмент, порой наоборот - музыка чересчур замысловата для детского уха, и нужно вносить незначительные корректировки. Практически у всех героев - свои музыкальные характеристики, например, Доктор Айболит - довольно мелодичный, у Бармалея присутствует определенный лейтмотив, крокодилы в партитуре - персонажи лиричные. В целом музыка оперы - энергичная, тема Африки характеризуется восточными, ориентальными мотивами.