NEWS ARCHIVE

Екатерина Борченко в Минске

 

Улькяр Алиева

В рамках фестиваля «Балетное лето в Большом» у минских балетоманов и гостей фестиваля всегда есть уникальная возможность познакомиться с творчеством признанных зарубежных исполнителей в столь знакомом классическом репертуаре, сравнить выступления именитых гастролеров, а в перерывах в фойе театра определить, какая из исполнительниц наиболее совершенно передала претворяемый на сцене образ (и в плане технической составляющей, и в плане драматической интерпретации). В хрестоматийной классической постановке «Лебединого озера» П.И.Чайковского каждая исполнительница привносит в интерпретацию столь знакомого спектакля свою энергетику, выбирает модель вариации, да и в плане актёрского воплощения, исполнители «рассказывают» свою историю любви, не говоря уже о блестящем втором акте, который для главных исполнителей является тройным экзаменом по актерскому, танцевальному мастерству и физической выносливости.

Писать повторно о каком-либо спектакле и трудно, и легко одновременно. С одной стороны, нет необходимости касаться истории и каких-то общих вопросов. С другой же, частности порой затмевают целое. А это в постановке хрестоматийного балета весьма неплохо.

Российская муза Начо Дуато – Екатерина Борченко на прошлогоднем минском балетном форуме в балете «Жизель» буквально заворожила своей удивительной пластикой и не менее убедительной образной трансформацией, как скульптор, создавая облик обманутой юной поселянки до изысканно-утончённого духа - вилисы (выдавая красоту движений не только при фиксации поз, но и при выполнении каскадных фигур). Успех в «Жизели» позволил руководству театра пригласить прима-балерину Михайловского театра вновь, но уже в столь сложной и столь желанной для всех балерин, непростой «двойной» партии – ангелоподобной Одетты (Белый Лебедь) и стервозной Одилии (Чёрный Лебедь). И насколько Е.Борченко будет убедительна, создавая два таких разных хореотекста в «Лебедином озере», белорусскому зрителю предстояло узнать на третьем вечере балетного форума.

Спектакль очаровал – стильностью, лёгкостью. Это было магическое «Озеро» - волнительное, мятежное - и балет смотрелся не как красивая романтическая сказка, а как довольно увлекательный фэнтези-экшн со всеми присущими ему атрибутами: волшебством, любовью, изменой и счастливым финалом. Тем более, что и на сей раз её партнёром выступил белорусский премьер и статный красавец Игорь Оношко. И балетная пара Е.Борченко-И.Оношко даже чисто визуально смотрелась гармонично и элегантно.

В Белом акте была богатая чувственными нюансами сцена свидания  – первый испуг и выразительно любовное Adagio с протяжёнными движениями, сплетёнными в единый танцевальный узор, в котором все балетные па стройно «вплелись» в единую лебединую песню (не говоря уже о выразительных волшебных лебединых руках - такими же пластичными и «текучими», как волны зачарованного озера).

В белорусском спектакле Е.Борченко сделала главный акцент на Белый акт, дав волю своим чувствам и эмоциям (видимо, образ королевы лебедей близок приме Михайловского театра). Это был необыкновенный Белый лебедь – пульсирующая утонченность, доходящая до декадентства. Несмотря на то, что Е.Борченко танцевала, будучи сильно простуженной (балерина не вышла на поклон после первого акта, чтобы «выкроить» время для передышки и немного прийти в себя), фразировка у российской балерины была высочайшего класса при чёткой фиксации точек-поз в аттитюдах, арабесках, алягсонах при хорошем апломбе и просто завораживающе выразительной в жестовой пластике (при прогибе спины назад создавалось ощущение, что позвоночник словно продолжение шеи лебедя).

Была очень красивая, печальная, и, как озеро, глубокая Одетта, которая увлекла своей версией love story, и, скорее, элегантная, обольстительная Одиллия, нежели женщина-вамп, в Entree и Адажио Чёрного акта, с каскадом балетных фигур (особенно эффектны были поддержки и выход в арабеск с хлёстким и чётким выпрямлением свободной ноги), не говоря уже о тройных смерчевых оборотах в дьявольском фуэте, которое Е.Борченко открутила на «пятачке», и искромётных тур-шене.

Её партнёр – белорусский премьер Игорь Оношко  в партии принца Зигфрида - идеальная «золотая» оправа для такого сценического балетного бриллианта, как Екатерина Борченко: импозантный, элегантный, артистичный. Зигфрид у красавца Игоря Оношко получился весьма романтическим героем с красивыми перекидными прыжками, чёткими бесшумными приземлениями и неслабыми долгими поддержками на вытянутых руках. Заметно было, что И.Оношко был рад вновь танцевать с российской примой в этом прекрасном во всех отношениях (и по исполнению, и по сценографии) балете.

Юрий Ковалёв вышел каким-то совестливым Ротбардом – особо на влюблённых не давил и явно не злорадствовал в финале второго акта. Прыжки чёрного коршуна были стремительными, скоростными (особенно запомнились красивые револьтады), в которых не было ни тени суеты, словно Ротбарт-Ю.Ковалёв заранее знал свою обречённость.

Очень техничный и невероятно артистичный Такатоши Мачияма  как всегда был великолепен в партии придворного Шута (такой Шут – украшение и гордость любой балетной труппы!). Т.Мачияма не просто танцевал не хуже самого премьера, выполняя целый «букет» всевозможных лёгких зависающих прыжков (в конце и вовсе исполнил тройной со де баск, словно поставив восклицательный знак в финальной составляющей своего исполнения), jete en tournant и пируэтов (grande pirouette был просто фантастическим по скорости), но и куражился и импровизировал на сцене лучше любого комического актёра (казалось, Т.Мачияма просто «на ходу» придумывает комические мизансцены).

Отметим великолепную прыжковую вариацию Олега Еромкина в Pas de trois и его деликатную поддержку очаровательных партнёрш – Виктории Тренкиной и Надежды Филипповой, которые были настолько порхающе- легки, кокетливы и грациозны, что, казалось, это  танец не поселянок, а  королевских фрейлин.

Замечательно смотрелись характерные танцы с участием наших исполнителей, которые были исполнена  с драйвом, словно «подогревая» температуру к победоносному выходу Одиллии и, как следствие, ослепление принца, окончательно запутавшегося в своих чувствах. Отметим яркий испанский квартет с участием Татьяны Уласень, Полины Захаренковой, Дмитрия Шемета и Андрея Жданюка; солирующую Надежду Филиппову в «Неаполитанском танце», зажигательный дуэт Игоря Мацкевича и Татьяны Васильченко в «Чардаше» и завершающую сюиту яркую «Мазурку».

Оркестр театра под управлением маэстро Николая Колядко звучал весьма чисто и красиво. Отдельное «браво» трём оркестрантом: Веронике Чайковской (удивительное совпадение фамилии в контексте данного спектакля) за волнующе-хрустальный перебор струн арфы, картинно рисующей мелкую рябь зачарованного озера во вступлении к белому Adagio; первой скрипке Елене Левданской, которая, словно Белый лебедь, буквально «вытягивала» красоту каждой ноты, и присоединившееся к ней томное звучание виолончели Алексея Афанасьева (своеобразный «душевный диалог» скрипки и виолончели автором этих строк всегда воспринимается, как томная любовная беседа женщины и мужчины, в контексте балета – Одетты  и Зигфрида). Духовые – головная боль всех симфонических театров мира и, в этом смысле, нельзя не отметить чистое соло трубы Дмитрия Горбачука в «Неаполитанском танце».

В целом, каждый раз вслушиваясь в гениальную музыку П.И.Чайковского и всматриваясь в хореографию М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского, дополненную редакцией Ю.Трояна и А.Тихомировой, постоянно открываешь в «Озере» что-то новое. Казалось, балет знаешь наизусть, но каждый раз не перестаёшь удивляться и делать свои маленькие открытия. Открытия во всех отношениях, даже в сюжетной канве, актуальной и в наш, двадцать первый век. Есть наивная и пугливая Одетта, разочаровавшаяся в мужчинах, чему виной – Ротбард, силой держащий её в своей власти. Есть коварная женщина-вамп Одиллия, потешающаяся при всех над любовью наивного Зигфрида.

Что же, и об этом написать стоит. Ведь в основе любого балетного произведения, помимо эстетической составляющей, всегда лежит определенная идейная направленность. И если спектакль очаровывает всю публику – и тех, кого принято считать балетоманами, с дотошностью статистов подсчитывающих количество пируэтов у премьеров, и тех, далеких от академического искусства зрителей, выводящих из спектакля хотя бы этот, весьма поучительный жизненный урок, – значит, вечер в стенах Большого театра Беларуси удался.

 

Улькяр АлиеваУлькяр Алиева – театральный и музыкальный критик, доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.

С отличием окончила специальную музыкальную школу им.Бюль-Бюля и Бакинскую Музыкальную Академию (научный руководитель – известный азербайджанский советский музыковед, профессор Эльмира Абасова).

Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru, Belcanto.ru), газетами ("Зеркало", "Каспий", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан-Россия),
"Балет" (Россия).

Автор 4 книг (последняя монография издана в Германии и была включена в международный каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 55 научных и свыше 600 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.

Постоянный представитель Азербайджана на международных конференциях и в медиафорумах.

Действительный член Международного общества музыковедов (Швейцария) и Американского общества музыковедов.

 

 



 

 Балет "Лебединое озеро"

Балет "Лебединое озеро"

Балет "Лебединое озеро"

Балет "Лебединое озеро"

Балет "Лебединое озеро"

Балет "Лебединое озеро"

0
0
0
s2sdefault

Partners