Pyotr Tchaikovsky
Eugene Onegin
opera in three acts Tuesday | 13 December 2022|19:00
Age 12+ HELIKON–OPERA |
null Dates
|
Лирические сцены в 3 действиях, 7 картинах c двумя антрактами
Либретто П. И. Чайковского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина
Воссоздание исторической постановки К. С. Станиславского 1922 года
Продолжительность: 3 часа 20 минут с двумя антрактами
Премьера 23 декабря 2015 года
Режиссеры воссоздания – народный артист России Дмитрий Бертман, Галина Тимакова
Дирижер-постановщик – народный артист России Владимир Понькин
Дирижер – Валерий Кирьянов
Сценограф воссоздания – народный художник России Вячеслав Окунев
Художник по восстановлению костюмов – Ника Велегжанинова
Художник по свету – Денис Енюков
Хормейстер-постановщик – заслуженный артист России Евгений Ильин
Хореография – лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов
«Геликон-опера» – один из любимых и посещаемых музыкальных театров столицы России, славится своими уникальными спектаклями, звёздными артистами и разнообразным репертуаром.
Театр ведёт свою летопись с 10 апреля 1990 года. Художественный руководитель и основатель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман поставил более 120 спектаклей по всему миру. Команда постановщиков «Геликона» – известные мастера своего дела: музыкальный руководитель театра и главный приглашённый дирижер – народный артист СССР Владимир Федосеев, главный дирижёр – лауреат Премии Москвы Валерий Кирьянов, главные художники – заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету – заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов, хореограф – лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов, главный хормейстер – заслуженный артист России Евгений Ильин.
«Геликон» расположен в красивейшей усадьбе Шаховских-Глебовых-Стрешневых в самом центре столицы. В распоряжении театра – современный, оборудованный по последнему слову техники зал «Стравинский» на 490 мест и два исторических зала – зал «Покровский» и Белоколонный зал княгини Шаховской.
Сегодня труппа «Геликон-оперы» превышает 500 человек – это звёздный ансамбль солистов, выступающих на престижнейших оперных сценах Европы и Америки, симфонический оркестр и хор. Театр популярен не только в нашей стране, но и за границей. С ним сотрудничали выдающиеся музыканты современности – Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Теодор Курентзис, Рамон Варгас, Роберт Аланья, Хосе Кура, Ольга Бородина и многие другие.
Во время зарубежных гастролей «Геликон-оперу» тепло встречает не только публика, но и критика. Многочисленные рецензии в уважаемых изданиях Financial Times, Le Monde, The Independent, The Washington Post, Le Figaro, International Herald Tribune свидетельствуют об активном участии театра в мировом музыкальном процессе.
За сезон «Геликон» показывает московской публике около 300 спектаклей, дарит зрителям радость от соприкосновения с живым творчеством, удивляет новизной постановок, ярким вокальным и драматическим исполнением. В залах неизменно аншлаг!
Многие спектакли заслужили признание театрального сообщества – театр «Геликон-опера» завоевал 9 «Золотых Масок» в различных номинациях, 3 премии Союза театральных деятелей России «Гвоздь сезона», награды Московского оперного фестиваля и Российской Национальной оперной премии «Онегин».
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
Евгений Онегин – лауреат международных конкурсов Максим Перебейнос
Татьяна – лауреат международных конкурсов Елизавета Кулагина
Ольга – лауреат международных конкурсов Валентина Гофер
Ленский – лауреат международных конкурсов Игорь Морозов
Ларина – лауреат международных конкурсов Инна Звеняцкая
Няня – заслуженная артистка России Лариса Костюк
Князь Гремин – заслуженный артист России Михаил Гужов
Трике – заслуженный артист России Дмитрий Пономарев
Зарецкий, Ротный – лауреат международных конкурсов Алексей Дедов
Гильо – Евгений Ксенда
Испанский Посол – Дмитрий Коротков
Картина первая
Приезд гостей к Лариным
Сестры Татьяна и Ольга Ларины поют романтический дуэт на слова А.С. Пушкина: «Слыхали ль вы…». Их мать вместе с няней Филиппьевной отдыхают, предаваясь воспоминаниям и рассуждая: на смену погибшим мечтам приходит привычка – «замена счастию». Внезапно приезжают гости: влюбленный в Ольгу сосед Лариных, поэт Владимир Ленский, и его друг Евгений Онегин, недавно прибывший из Петербурга. Ленский пылко объясняется с Ольгой, Онегин занимает ее сестру светской беседой. Няня опасается, как бы Татьяне не приглянулся этот новый барин.
Картина вторая
Письмо
Ночью Татьяне не спится. Она пишет Онегину письмо с признанием в любви – такое, как в ее любимых книгах. Передать письмо поручается няне.
Картина третья
Свидание
Крестьянки собирают в саду ягоды. Онегин не отвечает письмом на письмо, но к смятению Татьяны приезжает сам и «исповедуется» перед ней. Чувства Татьяны остались без ответа. Напоследок Онегин дает ей совет: «Учитесь властвовать собою».
Картина четвертая
Ларинский бал
На именины Татьяны съехались все соседские помещики. Любители танцев наперебой благодарят ротного командира за то, что привез с собой военных музыкантов. Онегин скучает на провинциальном балу, его раздражают сплетни помещиц. Он решает слегка отомстить Ленскому, из-за которого пришлось поехать к Лариным, и приглашает Ольгу на все танцы. Француз Трике поет куплет в честь именинницы. Ленский затевает ссору с Онегиным и доходит до оскорблений. Он вызывает друга на дуэль. Тот принимает вызов.
Картина пятая
Дуэль
Ленский с секундантом вовремя прибыли на условленное место. Онегин в нарушение дуэльного кодекса появляется с большим опозданием и вместо секунданта привозит француза-слугу. Вопреки всему дуэль все же состоялась. Ленский убит.
Картина шестая
Греминский бал
Едва возвратившись в Петербург после бесцельных странствий, Онегин отправляется на бал, но и здесь ему скучно. Внезапно он видит Татьяну – ныне княгиню Гремину, жену его родственника и друга. Евгений потрясен тем, как она изменилась. Князь представляет Онегина жене. Гремины покидают бал.
Картина седьмая
Заключительная сцена
Онегин приходит к Татьяне с признанием в любви. Но она не забыла его совет: «Учитесь властвовать собою»
Поставленная в 1922 году Станиславским опера «Евгений Онегин» – спектакль эпохальный. Это первая работа великого режиссера-реформатора в оперном театре. Для 20-х годов прошлого века – периода модерна и ар-деко в искусстве – постановка была очень смелой: актеры играли в костюмах своего времени, в то время как события пушкинского романа и оперы происходят в начале XIX века.
Мне кажется, что за последние десятилетия мы, режиссеры, натворили очень много всего: сногсшибательные концепции, безумные решения, переносы действий… Двигаясь по спирали развития искусства от чувственного театра к театру концептуальному, мы сделали большой прогресс. И сейчас настало время вернуть этот романтичный, красивый, приподнятый спектакль, который в наши дни уже выглядит авангардным.
Метод Станиславского заключается о том, что работа с актерами происходит сегодня и сейчас. Поэтому наш «Евгений Онегин» – не мертвая реставрация, а скорее постановка по мотивам Станиславского; спектакль, в котором возрождаются его принципы работы и сохраняется внешний рисунок мизансцен. Наполнение этого рисунка идет по методу Станиславского, но уже сегодня.
Дмитрий Бертман