Nikolai Rimsky-Korsakov
THE TSAR’S BRIDE
opera in four acts Thursday | 23 November 2023|19:00
Age 12+ Performance of the Bolshoi Theatre of Russia |
null Dates
|
Либретто Николая Римского-Корсакова и Ильи Тюменева по одноименной драме Льва Мея
Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Геннадий Рождественский
Режиссер-постановщик – Юлия Певзнер
Сценограф – Альона Пикалова (по мотивам сценографии Федора Федоровского, 1955)
Художник по костюмам – Елена Зайцева
Главный хормейстер – Валерий Борисов
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Хореограф – Екатерина Миронова
Дирижер – Константин Чудовский
Грязной – Андрей Потатурин
Марфа – Анастасия Сорокина
Любаша – Ксения Дудникова
Лыков – Константин Артемьев
Собакин – Андрей Валентий
Малюта – Николай Казанский
Бомелий – Петр Мелентьев
Дуняша – Дарья Белоусова
Сабурова – Елена Зеленская
Петровна – Анна Мацей
Действие первое
Пирушка
Горница в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым – другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это… Любаша?» – спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» – отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, та по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья – «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.
После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.
Действие второе
Приворотное зелье
Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Она не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд пугает Марфу. Лишь увидев отца и жениха, Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещенное окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.
Действие третье
Дружка
Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.
Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.
Входит Домна Сабурова – мать Дуняши – и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки – поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.
Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного – Марфа выбрана сочетаться браком с государем и стать царицей.
Действие четвертое
Невеста
Царский терем. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно. Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», – говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает ее ударом ножа.
Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым.
Опера о недостижимости счастья в любви и разрушительной силе ревности в необычайно драматических обстоятельствах русской истории XVI века в эпоху правления Ивана Грозного и опричнины. В своеобразно претворенной композитором романтической оперной форме представлены события трагического для многих его участников исторического эпизода третьей женитьбы Ивана Грозного на купеческой дочке Марфе Собакиной, ее необъяснимой болезни и скорой смерти, которые стали причиной многочисленных обвинений, смертных приговоров и жестоких казней.
В Большом театре начиная с 1916 года опера «Царская невеста» имеет долгую и впечатляющую историю. Среди ее исполнителей и постановщиков -- такие выдающиеся режиссеры, музыканты и художники, как Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Борис Покровский, Евгений Светланов, Федор Федоровский. Именно его восстановленные в 2014 году исторические декорации украшают постановку Большого театра.