Вольфганг Амадей Моцарт
СВАДЬБА ФИГАРО
опера в 4 действиях (исполняется с одним антрактом) Ср | 11 декабря 2024|19:00
Рекомендуемый возраст 16+ Спектакль Воронежского государственного театра оперы и балета Дирижер – Тимур Абсалутинов |
Даты спектакля
|
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА
Либретто Лоренцо да Понте по пьесе Пьера-Огюстена Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Дирижёр-постановщик – народный артист Российской Федерации Феликс Коробов
Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Воронежской области Михаил Бычков
Художник-постановщик – Алексей Вотяков
Художник по свету – Иван Виноградов
Видео – Алексей Бычков
Хормейстер – заслуженный деятель искусств Воронежской области Ольга Щербань
Исполняется на итальянском языке с русскими титрами
Граф Альмавива – Кирилл Афонин
Графиня Розина, его жена – Дарья Филиппова (Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко)
Фигаро, слуга графа – Фёдор Костюков
Сюзанна, горничная графини – Александра Добролюбова
Марселина, экономка графа – Юлия Гранат (Проняева)
Керубино, паж – Мария Бойко
Бартоло, доктор – Артём Борисенко
Базилио, учитель музыки – Назарий Немченко
Дон Курцио, судья – Дмитрий Хангельдыев
Антонио, садовник – Иван Чернышов
Барбарина, его дочь – Екатерина Гаврилова
Крестьяне и крестьянки, гости, слуги – артисты хора, миманса
Партия клавесина – Светлана Андреева
Действие I
Фигаро и Сюзанна, слуги графа Альмавивы и его супруги Розины, готовятся к свадьбе. Фигаро узнает от невесты, что граф надеется соблазнить ее, и приходит в ярость. Он полон решимости отомстить своему хозяину.
Появляются доктор Бартоло и Марселина, которая во что бы то ни стало хочет выйти замуж за Фигаро. Когда-то Фигаро занял у неё крупную сумму денег и опрометчиво дал письменное обязательство в случае неуплаты долга жениться на ней. Доктор Бартоло с удовольствием соглашается содействовать Марселине в осуществлении её плана: несколько лет назад Фигаро помог графу жениться на его воспитаннице Розине, которая изначально должна была стать женой Бартоло. С тех пор он мечтает отомстить Фигаро. Увидев Сюзанну, Марселина пытается спровоцировать девушку, но встречает достойный отпор: соперницы обмениваются взаимными оскорблениями.
Сюзанна встречает юного пажа Керубино. Пойманный графом в обществе Барбарины, дочери садовника, он должен в скором времени покинуть замок. Напоследок он решает признаться Сюзанне в любви (впрочем, он готов объясниться в этом чувстве и всем остальным женщинам в доме). В этот момент приходит граф, Керубино едва успевает спрятаться. Граф умоляет Сюзанну ответить взаимностью на его чувства. Неожиданно раздается голос учителя музыки дона Базилио, разыскивающего графа. Чтобы не быть замеченным наедине со служанкой, Альмавива прячется.
Базилио рассказывает Сюзанне о милости графа к ней. Раскрывает он и ещё одну тайну: юный Керубино влюблён в графиню. Услышав это, граф в бешенстве выскакивает из своего укрытия. Он приходит в ещё большую ярость, когда обнаруживает Керубино и понимает, что тот стал свидетелем его попытки соблазнить Сюзанну.
Фигаро собирает всех обитателей дома, чтобы вознести хвалу графу и вынудить его благословить Фигаро и Сюзанну на брак. Провинившегося пажа Альмавива назначает в свой полк в качестве офицера и приказывает ему немедленно отправляться в армию.
Действие II
Графиня, тоскуя, вспоминает былые радостные дни. Рассказ Сюзанны об ухаживании графа подтверждает подозрения, терзающие её сердце: муж разлюбил её. Сюзанна и Фигаро предлагают Розине подстроить ревнивому графу ловушку: они пошлют Керубино, переодетого в платье Сюзанны, на свидание с графом этой ночью, и в это же время сообщат ему, что его жена отправилась на свидание с другим мужчиной.
В спальню графини заходит Керубино. Заперев дверь, Сюзанна и графиня переодевают его в женскую одежду. Сюзанна выходит, в этот момент в дверь стучит граф. Обнаружив, что дверь заперта, он приходит в ярость. Керубино прячется в гардеробную, и графиня впускает мужа. Услышав шум в гардеробной, граф требует открыть дверь. Не веря словам жены о том, что там находится Сюзанна, он отправляется за инструментами, чтобы взломать дверь. Графиня отправляется за ним. В это время Сюзанна помогает Керубино бежать через окно, а сама скрывается в гардеробной, где только что был юноша.
По возвращении граф и графиня с удивлением обнаруживают в запертой гардеробной Сюзанну. Неожиданное появление садовника Антонио вновь обостряет ситуацию. Он жалуется, что кто-то выпрыгнул из окна и помял цветы на клумбе. Фигаро, пришедший, чтобы объявить, что всё готово к свадьбе, быстро импровизирует, уверяя, что это он выпрыгнул из окна.
Появляются Бартоло, Марселина и Базилио. Они показывают графу долговую расписку, которая обязывает Фигаро жениться на Марселине. Граф объявляет, что свадьба Фигаро и Сюзанны откладывается.
Действие III
Граф в растерянности: он догадывается, что его пытаются обмануть. Появляется Сюзанна: она обещает графу свидание этой ночью. Альмавива вне себя от радости, но затем он подслушивает, как Сюзанна сговаривается с Фигаро. В ярости он клянется отомстить.
Дон Курцио подготавливает решение по делу Фигаро и Марселины. Фигаро должен жениться на ней или выплатить долг. Фигаро отвечает, что не может взять Марселину в жёны без согласия своих родителей, у которых он был похищен в младенчестве и которых ищет уже долгие годы. Когда он показывается родимое пятно на руке, Марселина понимает, что Фигаро – их с Бартоло давно потерянный сын. Граф в гневе: расстроить свадьбу Фигаро и Сюзанны не удалось.
Графиня одна. Она мечтает вернуть свое потерянное счастье и решает принять участие в заговоре против мужа. Вместе с Сюзанной они сочиняют письмо графу, подтверждающее вечернее свидание с Сюзанной в саду.
Появляется переодетый в женское платье Керубино со своей подругой Барбариной, дочерью Антонио: вместе с другими девушками они пришли к графине. Антонио разоблачает молодого человека. Граф в ярости обнаруживает, что Керубино ослушался его и всё ещё находится в доме. Но его гнев остужает Барбарина, напомнив, что граф обещал исполнить любое её желание: она просит прощения для Керубино и хочет выйти за него замуж. Граф вынужден согласиться.
Все жители поместья собираются на свадьбу Сюзанны и Фигаро. Сюзанна передает Альмавиве записку, скреплённую булавкой, которую дала ей графиня. Фигаро догадывается, что графу назначено свидание.
Действие IV
Вечером в саду Фигаро и Марселина сталкиваются с расстроенной Барбариной. Она потеряла булавку, которую граф приказал ей отдать Сюзанне. Фигаро догадывается, что свидание графу назначила именно Сюзанна. Потрясённый вероломством своей невесты, Фигаро обличает всех женщин. Марселина понимая, что девушка ни в чём не виновата, решает заранее предупредить её о догадках Фигаро.
Фигаро прячется, когда появляются Сюзанна и поёт о любви. Она знает, что Фигаро подслушивает её и получает удовольствие от того, что он думает, будто она собирается изменить ему с графом.
Графиня и Сюзанна обмениваются нарядами. Появившийся Керубино объясняется в любви переодетой в костюм Сюзанны графине. Юношу спугнул граф, который хочет остаться наедине с дамой, которую он считает Сюзанной. Фигаро только сейчас понимает, что происходит, наслаждается шуткой и заявляет о своей страсти Сюзанне, якобы полагая, что перед ним графиня. В ответ на него сыплется град пощечин. Поневоле приходится прекратить игру. Однако, заметив графа, оба решают продолжить разыгрывать спектакль. Называя Сюзанну графиней, Фигаро уводит её вглубь сада.
Обнаружив Фигаро, как он думает, в обществе своей жены, граф впадает в ярость. Вне себя от гнева, он созывает всех свидетелей. В этот момент настоящая графиня выходит вперёд. Сконфуженный граф просит у неё прощения. Графиня уступает его мольбам, и день заканчивается весёлым праздником.
Опера В. Моцарта «Свадьба Фигаро» – блистательное произведение по мотивам пьесы французского драматурга Пьера-Огюстена Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Это одна из прекраснейших жемчужин оперного искусства, встречающая неизменные восторги и особое внимание публики.
К работе над оперой Моцарт приступил в декабре 1785 года. Однако саму идею создания произведения он обдумывал уже в начале 1782 года. Сложность заключалась в том, что пьеса, которая должна была стать основой будущей оперы, оказалась запрещённой в Австрии из-за резонансного по тем временам содержания. На помощь в сложившейся ситуации пришёл либреттист Лоренцо да Понте, который смог добиться разрешения продолжить работу над оперой, убедив императора Йозефа II в том, что наиболее «опасные» с политической точки зрения сцены были сокращены, а основной сюжет будет восприниматься не столь остро за счёт музыкальной основы оперы. Со «Свадьбы Фигаро» началось сотрудничество великого композитора и талантливого либреттиста, фантастически обогатившее мировой оперный театр.
Революционность идеи пьесы заключалась в неслыханной до этого дерзости сопоставить личные качества представителя низшего сословия и феодала: неприкосновенность правящего класса впервые была подвергнута критике.
Революционной оказалась и музыкальная драматургия оперы. В «Свадьбе Фигаро» музыка играет поистине главенствующую роль – характеры героев и острота интриг раскрываются исключительно музыкальными средствами. На протяжении всей оперы Моцарт идет по пути создания сквозного развития сюжета, в который органично вплетается музыка, служащая одновременно с этим дополнением к характерам героев оперы.
Композитор принимал активное участие и в работе над либретто. По указанию Моцарта да Понте внёс некоторые изменения в образы героев. В итоге в лёгкой на первый взгляд опере-буффа затрагиваются довольно-таки серьёзные темы социального неравенства, любви, верности и многие другие, отнюдь не свойственные развлекательному жанру, аспекты. Композитор выходит за рамки жанра оперы-буффа, создавая реалистичный мир образов и характеров. «Свадьба Фигаро» Моцарта наполнена глубокими чувственными и сложными психологическими нюансами человеческих взаимоотношений. Он стал первым, кому удалось в рамках музыкального театра многосторонне раскрыть в действии индивидуальные характеры персонажей. Гениальное сочетание законченной, совершенной красоты формы и жизненной правды, гармонии деталей и целого, лучезарная ясность и глубина мысли, огненная страстность чувства – «Свадьба Фигаро» представила собой качественно новый этап в истории оперного искусства.
Премьера
Работа над оперой длилась не более пяти месяцев. Примечательно, что увертюра в нотном варианте была записана композитором всего за два дня до премьеры. Её структура отличалась от канонов того времени: отсутствовали медленная часть и основные темы из опер. Увертюра представляла собой самостоятельное инструментальное произведение, передающее общий характер предстоящего музыкального повествования.
1 мая 1786 года в Бургтеатре состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро». Первыми двумя исполнениями дирижировал сам композитор. Австрийская публика с восторгом приняла спектакль, однако, в скором времени его забыла. Подлинное признание спектаклю принесла премьера в Праге, которая состоялась в декабре этого же года. Даже год спустя, по прибытии в Прагу, Моцарт писал отцу: «Здесь повсюду слышны мотивы из «Свадьбы Фигаро» - на каждой улочке, из каждого уличного заведения, горожане просто насвистывают мелодии, занимаясь каким-нибудь делом».
В Вене спектакль возобновили спустя два года по инициативе Антонио Сальери. С тех пор «Свадьба Фигаро» уже не сходила с театральных подмостков и пользовалась большой популярностью у зрителей
О спектакле:
Постановка 2021 года. Премьера в Воронежском театре оперы и балета состоялась 30 мая 2021 года.
Творение великого композитора даёт возможность в наши дни наполнить спектакль драматическими смыслами и интересными авторскими решениями. Для осуществления постановки «Свадьбы Фигаро» Моцарта театр пригласил Михаила Бычкова – драматического и оперного режиссёра, художественного руководителя Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств. Михаил Владимирович Бычков так отозвался о своей работе:
– На мой взгляд, хоть это и называется комической оперой, «Свадьба Фигаро» содержит в себе не столько комедию, сколько огромный спектр человеческих чувств. Моцарт написал эту чудесную музыку в 1786 году, и сегодня мы продолжаем выражать через неё свои переживания – потому что продолжает жить любовь, люди продолжают страдать от измен, добиваться возлюбленных. Это не просто забавная комедия положений – это глубокая, содержательная история, в которой содержится огромный эмоциональный диапазон.
Предложенное режиссёрское решение спектакля позволяет оправдать заложенный в музыкальной партитуре накал страстей чрезвычайными обстоятельствами, в которые волей судеб попадают герои. Неудивительно, что действие перенесено в одну из европейских держав, втянутых в театр военных действий Первой мировой XX века. События развиваются на стыке окончания войны и возвращения к мирной жизни.
В 2021 году спектакль принимал участие в специальной программе Международного Платоновского фестиваля искусств «Воронежский кейс».
Опера «Свадьба Фигаро» получила 6 номинаций на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» сезона 2020-2021 годов. На премию номинирована сама постановка в категории «лучший спектакль в опере». Дирижёр-постановщик спектакля, народный артист России Феликс Коробов удостоен номинации «опера/работа дирижёра». Режиссёр-постановщик оперы, художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля искусств и Воронежского Камерного театра Михаил Бычков получил номинацию «опера/работа режиссёра». Сразу две приглашённые на спектакль московские солистки номинированы в категории «опера/женская роль» – это Екатерина Лукаш, исполнившая партию Керубино, и Наталья Петрожицкая, исполнившая партию графини Розины. Художник-постановщик спектакля Алексей Вотяков номинирован в категории «Работа художника в музыкальном театре».