Настанет вечер, когда вы будете слушать голос. Голос, который может быть певучим, нежным, дарящим тепло, успокаивающим или, напротив, крикливым, пронзительным, оглушительным, заставляющий сжиматься от ужаса... Или – гнусавым, заискивающим или заразительно хохочущим, буквально внушающим безудержное веселье – так, чтобы вы зажмурились от удовольствия и смеялись, позабыв обо всём... Этот голос порой даже человечнее человеческого.
И это голос кларнета.
Далеко не всякий инструмент может соперничать с кларнетом в его выразительных и виртуозных возможностях. История современного кларнета насчитывает около четырёх столетий, и за это время для инструмента писалась музыка во всех актуальных стилях, даже в многоликом ХХ и стремящимся в запредельности XXI веках, когда кларнет заиграл и джазовые глиссандо, и слэп, и мультифоники новейшей музыки. Теперь этому голосу подвластно буквально всё, и горние выси, и земные юдоли – музыка для возвышенных часов и минут досуга, музыка для радости и для печали, музыка для одного или для многих.
Инициатором концерта, который состоится 18 апреля 2024 года в Камерном зале им. Л.П.Александровской, выступил кларнетист Игорь Дуцкий.
Лауреат международных конкурсов, в профессиональном портфолио которого работа в ведущих оркестрах Беларуси (артист оркестра Большого театра Беларуси, концертмейстер группы кларнетов Белорусского государственного академического музыкального театра), а также – позиции солиста Муниципального филармонического симфонического оркестра города Гуаякиль и преподавателя по классу кларнета и саксофона в университете La UEES Espiritu Santo (Эквадор). В настоящее время – артист оркестра Большого театра Беларуси.
Для концерта в Большом театре Беларуси Игорь Дуцкий продумал программу, способную предъявить тембровые, стилевые и технические возможности инструмента в их разнообразии. Здесь будет представлен изысканно-классический кларнет в квинтете В.А.Моцарта, ранне-романтический – в Патетическом трио М.Глинки, пасторально-задумчивый – в романтической балладе Ф.Шуберта, лирический – в Романсе нашего современника Н.Ортолано и, наконец, юмористический – в «трюковой» фантазии А.Шрайнера.
Нельзя не заметить, что это камерно-ансамблевая программа, то есть тембр кларнета здесь выступает не только основным героем, но и одной из красок в камерном многоголосии. Концертмейстером кларнетиста выступит известная и любимая гостями Большого театра Беларуси пианистка лауреат международных конкурсов Анастасия Дубовская. Для исполнения ансамблей В.А.Моцарта и Н.Ортолано в этот вечер на сцену выйдут прекрасные музыканты симфонического оркестра Большого театра Беларуси лауреаты международных конкурсов Алиса Вашкевич (скрипка), Ольга Федоринчик (скрипка), Ирина Алфёрова (альт), Екатерина Оковицкая (виолончель), Патетическое трио будет исполнено Игорем Дуцким совместно с фаготистом Егором Карпачуком и Анастасией Дубовской.
Отдельного внимания заслуживает единственное камерно-вокальное произведение в программе вечера, давшее название всему концерту – баллада Франца Шуберта «Пастух на скале» (Der Hirt auf dem Felsen) на текст Вильгельма Миллера.
И вновь на высокой скале я стою,
Печальную песню долине пою.
Долина застыла в ночной тишине –
Лишь эхо в ночи откликается мне...
Голос одинокого пастуха в музыке этой Lieder звучит в слиянии двух вокальных реальностей: человеческий голос и кларнет. Эта великолепная пастораль, рисующая картину альпийского пейзажа (одно из последних сочинений Шуберта), была написана по просьбе великой оперной дивы Анны Мильдер-Гауптман, вокальное мастерство которой признавалось чудом тогдашней сцены. В концерте 18 апреля это произведение будет прочтено замечательной певицей, известным мастером белорусской вокальной шубертианы Татьяной Гавриловой (сопрано), Игорем Дуцким и Анастасией Дубовской.