Архив новостей

ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ "ТУРАНДОТ"

 29 и 30 апреля с грандиозным успехом прошла премьера оперы "Турандот" Джакомо Пуччини.

Дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, режиссер-постановщик – Михаил Панджавидзе.

"Турандот" – одна из самых притягательных, противоречивых и загадочных опер ХХ века. Последний шедевр "последнего мастера бельканто" называют величайшим завоеванием композитора, одним из его лучших сочинений, оперой высокого зрелого мастерства, в которой дар Пуччини проявился с неослабевающей силой, выдающимся произведением итальянской и мировой оперной классики, великолепной кульминацией, знаменующей закат великой эпохи классической оперы. И, вместе с тем, в истории музыки не так много произведений, которые, подобно "Турандот" вызывали бы столько ожесточенной полемики и у музыковедов, и у критиков.

Трагическая история создания оперы сегодня общеизвестна — сюжет, выросший из восточных сказаний о прекрасной жестокосердной принцессе, популярный в европейской литературной и театральной традициях 18-19 вв., вдохновляющий А.Р.Лесажа, К.Гоцци, Ф.Шиллера, чрезвычайно увлек Пуччини в 1920 году. Мечтавший о создании "синтетической" оперы, в тексте которой высокий накал драмы соединился бы с проникновенной лирикой и яркой комедийностью, композитор обратился к знаменитой фьябе К.Гоцци с целью создать "прекрасную, оригинальную… и притом захватывающую вещь,.. полную поэзии и особого аромата". В процессе работы у Пуччини проявились признаки страшной болезни, рака горла, от которой он скончался, не успев закончить оперу. По совету друга Пуччини величайшего дирижера ХХ века А.Тосканини завершение произведения было поручено ученику композитора Франко Альфано (именно с его финалом опера исполнялась до наших дней). Опираясь на эскизы покойного Пуччини, им были закончены "великий дуэт" и заключительная сцена 3-го действия. На первой премьере в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини остановил спектакль на последних страницах, написанных рукой создателя "Турандот" – предсмертной арии Лиу и хоре "Прощай, Лиу!" – и, положив палочку, сказал: "Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить".

Эта история позволила опере обрести новую жизнь на сцене Большого театра Беларуси. Постановщик спектакля Михаил Панджавидзе представляет собственную сюжетную, смысловую и режиссерскую версию: "У меня нет иного видения, кроме как исполнять эту оперу до последней авторской ноты Пуччини. На это меня вдохновила музыка, которую я слышу в этом месте и история первого исполнения. Я много раз перепроверял себя и совершенно уверен — эта история не про любовь. "Турандот" – последняя и единственная хоровая опера Пуччини, хор в ней – главное действующее лицо оперы, которым она начинается и заканчивается. И в моем понимании это – история людей, замешанной на лютом страхе смерти власти, порабощенного ею слепого народа, искупительной жертвы Лиу и прозрения, в один момент прекращающего эту власть. Я хочу провести этот сюжет от озверелой толпы, почти стаи, и ее страстного желания крови до последней реплики, написанной Пуччини при жизни – "Прощай, Лиу! Прощай, доброта! Прощай, нежность! Прощай, поэзия!".

Сценография — заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Российской Федерации Игорь Гриневич,  хормейстер-постановщик — народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник по свету – Сергей Шевченко (Россия).

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ