Архив новостей

“Пахита”: парад-алле богинь балета

 Уже в третий раз на белорусскую сцену Большого театра возвращается шедевр балетного искусства – “Пахита” Людвига Минкуса. “Хореография Мариуса Петипа – гениальна!..” – уверена Татьяна Ершова, народная артистка Беларуси, которая дарит постановке новую жизнь. Спектакль пройдет 21 сентября.

«Пахита» – так кратко называют сегодня Гран-па на музыку Людвига Минкуса из одноименного балета, поставленного Мариусом Петипа.
Впервые балет с таким названием был представлен в Париже в 1846 году. Авторами музыки и хореографии были Жозеф Мазилье и Эдуар Дельдевез. Спектакль пользовался большим успехом в Париже и Лондоне, и поэтому неудивительно, что «Пахита» стала первым спектаклем, который 29-летний Мариус Петипа поставил в Петербурге.


Образ главной героини и основные сюжетные линии спектакля заимствованы из новеллы Мигеля Сервантеса Сааведра «Цыганочка». Пахита – юная красавица и замечательная танцовщица. Она родилась в знатной семье, но в детстве была похищена цыганами и кочует по Испании с цыганским табором. В результате разных происшествий Пахита узнает правду о своей семье, находит потерянных родственников и жениха – влюбленного в нее молодого дворянина Люсьена. Счастливый финал запутанной истории – пышная свадьба Пахиты и Люсьена. Успех «Пахиты» на петербургской сцене превзошел все ожидания. И всё же через несколько лет этот пантомимный балет уступил место в репертуаре постановкам знаменитых французских хореографов Жюля Перро и Артура Сен-Леона.
Мариус Петипа вернулся к «Пахите» через тридцать лет, когда им уже были поставлены балеты «Дочь фараона», «Дон Кихот» и «Баядерка». Для нового спектакля по просьбе Петипа композитор Людвиг Минкус написал парадное Гран-па, которое стало кульминацией всего балета. Благодаря чему свадебный бал превратился в блестящую хореографическую композицию.
В советское время «Пахита» исчезла из репертуаров театров, а финальное Гран-па, сохранив от старого балета лишь название, начало самостоятельную жизнь и украшает сегодня репертуар многих театров мира.

***
«Я действительно обожаю Петипа, не представляю, как вообще без его гения смог бы развиваться балет, – говорит Татьяна Ершова. – И танцевать Гран-па из «Пахиты» – настоящее удовольствие, настолько прекрасен сам материал – в нем столько разнообразных по стилю вариаций! Причем гениальность Мариуса Петипа в его… простоте. Казалось бы, такие незамысловатые балетные формы – а результат потрясающий!
Вернуть «Пахиту» – верное и важное решение. Здесь есть что станцевать всем девочкам. И кордебалет не глухой, как мы говорим, а всего 8 артисток на сцене, то есть возможность показать себя получат лучшие балерины. Ну а о звездном составе солисток и говорить нечего! Ольга Гайко, Марина Вежновец, Екатерина Олейник, Ирина Еромкина, Людмила Хитрова, Яна Штангей, Александра Чижик! Артистки с удовольствием включились в работу, какой бы трудной она ни была. А самое сложное здесь у Петипа – это стилистика балета. Да, кто-то быстро может выучить порядок действа, но изюминку спектакля не чувствует. Именно в Гран-па важно, насколько хорошо в хореографическом училище преподавали характерный танец. Поворот головы, жесты, позы, чувство сцены и себя на сцене – то, чему, конечно, можно научить. Но было бы неплохо, если бы этому учили вовремя.
Для меня на репетициях очень важна атмосфера, я не переношу, когда в воздухе витает недружелюбие или излишняя нервозность. Совместное творчество – то, что необходимо в работе. Быть балериной не означает хорошо станцевать сегодня и забыть об этом завтра. Это бесконечный процесс обучения. А профессия педагога-репетитора заключается в том, чтобы каждый день говорить об одном и том же. И главное – не устать это повторять. И если кто-то это не осознал, то учителем ему быть не надо…»

***
“Лично для меня “Пахита” – это своеобразный комплект драгоценностей, – признавался постановщик спектакля в белорусском Большом в 2008-м Павел Сталинский. – А еще – олицетворение мужского и женского начала – очень строгого, академического, без лишних эмоций, без лишних жестов. Завораживает многообразие вариаций со своими изюминками и характерами. Казалось бы, простые движения разворачиваются в череду феноменальных шедевров, где каждая солистка может показать свое мастерство… Легкость, танцевальность, бравурность превращают этот балет в своеобразный парад-алле. Посмотрев “Пахиту”, вы поймете балетоманов прошлых столетий, которые после спектакля бежали за каретой балерины или с наслаждением пили шампанское из балетной туфельки своей богини…»

О ЧЕМ СПЕКТАКЛЬ?
В доме знатного испанского вельможи – праздник по случаю свадьбы прекрасной Пахиты и Люсьена. Великолепный бал открывает детская мазурка. В сольном танце виртуозное мастерство демонстрируют подруги Пахиты. Завершает праздничное действо танец главных героев – Пахиты и Люсьена.

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ