Архив новостей

Скульптор звуков

 

11 марта исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося дирижёра Геннадия Пантелеймоновича Проваторова (1929 – 2010).


Маэстро, получивший признание как выдающийся дирижёр своего времени, много лет посвятил Большому театру Беларуси, на протяжении 1984 – 1989 годов был главным дирижёром театра.


Геннадий Проваторов родился в 1929 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию как пианист и дирижёр. Работал в театрах Москвы, Ленинграда, Одессы, дал сотни концертов на филармонических площадках страны и за рубежом, осуществил множество записей на телевидении и на радио… И именно под управлением Геннадия Проваторова в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 1962 году прошла премьера "репрессированной" ранее оперы "Катерина Измайлова" Дмитрия Шостаковича, которая всколыхнула весь музыкальный мир планеты. Сам Шостакович ставил музыкальный уровень этого спектакля выше многих других, в том числе зарубежных постановок.


В Беларуси Геннадий Проваторов сотрудничал со многими ведущими коллективами, среди которых Музыкальный театр, духовой оркестр «Немига», Государственный академический симфонический оркестр и оркестр Белтелерадиокомпании... С Большим театром Беларуси творческая судьба дирижёра связана с 1984 года до середины 90-х (в 1984–89 он был главным дирижёром театра).


На сцене нашего театра им поставлены оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева, «Кавалер роз» Рихарда Штрауса, «Визит дамы» Сергея Кортеса, «Хованщина» Модеста Мусоргского, балеты «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Весна священная» Игоря Стравинского, «Страсти» Андрея Мдивани, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева...


Искусство Геннадия Проваторова обладало великой творческой волей. Все партитуры, с которыми работал Маэстро, были не просто озвучены им, они были прочитаны и предъявлены публике как откровения, свидетельства неисчерпаемой силы Музыки.


Ученики и преемники маэстро говорили о том, что «Геннадий Пантелеймонович обладал совершенно магическим качеством – обращаться напрямую к душе собеседника, музыканта, ученика. Когда через интеллект, когда через интуицию, когда через такую информацию, которая могла быть известна (и была известна ему) только из первоисточника – от Шостаковича, Гольденвейзера, Гаука. Но – всегда это было именно обращением напрямую к душе».
«Он работал с оркестром подобно тому, как работает скульптор. Из хаоса, как из куска глыбы, вдруг начинали появляться выразительные очертания будущего изображения, – и это было невероятно!»


Именно его гению было подвластно покорение высочайших вершин – сложнейших симфонических партитур мирового репертуара. И именно благодаря его дирижёрскому жесту оживали, одухотворялись и получали жизнь произведения гораздо более скромного масштаба. Искусство Геннадия Проваторова обладало великой творческой волей, позволявшей ему не разграничивать музыку на высокую и низкую, на шедевры и посредственные произведения. Все партитуры, с которыми работал Маэстро, были не просто озвучены им, они были прочитаны и предъявлены публике как откровения, свидетельства неисчерпаемой силы Музыки.

Геннадий Проваторов

Геннадий Проваторов

Геннадий Проваторов

Геннадий Проваторов

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ