Раздел 1
Путь легенды
От школьных концертов до международных гастролей
Ее кристально чистое колоратурное сопрано завораживало красотой и выразительностью. Необыкновенная музыкальность, безукоризненное владение голосом, великолепные актерские данные − каждая роль была озарена ее светлым талантом. Композитор Евгений Карлович Тикоцкий называл певицу белорусским соловушкой.
9 марта исполняется сто лет со дня рождения легендарной оперной певицы народной артистки СССР, выдающегося педагога профессора Тамары Нижниковой (1925 − 2018), чье яркое дарование и безмерная преданность искусству оставили неизгладимый след в истории белорусской культуры.
Тамара Нижникова подарила белорусской сцене яркую галерею персонажей из классических и национальных опер: нежных и тонких, деликатных и уязвимых, смелых и уверенных в себе, капризных и дерзких… Она активно выступала с концертами и подготовила множество ведущих солистов музыкальных театров и концертных организаций Беларуси и других стран мира.
Т. Нижникова в роли Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини
Т. Нижникова в роли Бабы-лопотухи в опере «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого
Честь, совесть, достоинство были неотъемлемыми чертами характера Тамары Нижниковой, что сделало её примером для нескольких поколений. По словам коллег, она никому не желала зла и не мечтала о славе, считала, что чем больше у артиста наград – тем больше у него ответственности перед собой и публикой. Ее доброжелательное отношение к людям, невероятный оптимизм никого не оставлял равнодушным.
Т. Нижникова с моряками Балтийского флота
Модницы ей подражали – она всегда была стильной и элегантной, вне зависимости от времени или места. У нее был особый шарм! Сильная, волевая, очень обаятельная и сердечная, она была честна перед собой и людьми и… не летала в облаках, считая, что сцена − огромное увеличительное стекло: подчеркивает и достоинства, и недостатки певца, а «талант – это труд, умноженный на труд».
Тамара Нижникова родилась 9 марта 1925 года в Самаре, в семье, где царила любовь к музыке. От отца с матерью ей передались особые голосовые данные и тонкий музыкальный слух. У отца, Николая Гурьевича, бухгалтера на железной дороге, был прекрасный тенор, у мамы − Александры Прокофьевны − красивое сопрано. Родители Тамары пели в храмах, брали с собой и дочку, позже она вспоминала, как пятилетней девчушкой пела с папой каноны.
Тамара Нижникова с мамой Александрой Прокофьевной
Девочка не представляла жизни без песни. Путь в профессию она начала с освоения фортепиано в музыкальной школе, два года занималась танцами, однако пение всегда оставалось для неё главным увлечением. Активно участвовала в постановках детской оперной студии, смотрах художественной самодеятельности, принимала участие в различных школьных мероприятиях. Победа на Всесоюзной музыкальной олимпиаде стала важным шагом на пути к её карьере, подтвердив талант и признав её потенциал как исполнительницы. Эти выступления и достижения заложили основу её дальнейшего творческого пути.
Тамара Нижникова среди одноклассников Музыкальной школы № 2 г. Куйбышева, 1941 г.
В июне 1941 года Тамара как победитель детского конкурса должна была петь в Москве, но началась война. Несмотря на сложные условия, музыка оставалась неотъемлемой частью жизни девушки. В свободное от школы время она работала в госпиталях, поддерживала раненых своими выступлениями.
Однажды Большой театр, который находился в эвакуации в Куйбышеве, объявил кастинг для отбора молодых певцов в школу эстрадного искусства. Тамара решила попробовать свои силы и приняла участие в прослушивании: пела, играла на фортепиано, читала стихи, танцевала, показывала этюды. Её талант не остался незамеченным: дирижёр театра Василий Небольсин и выдающаяся оперная певица Мария Максакова обратили внимание на уникальные способности девушки и посоветовали всерьёз заняться вокальным искусством. М. Максакова даже дала несколько уроков начинающей певице. Этот момент стал важной вехой в её творческом развитии.
Афиша концерта студентов Московской консерватории
В 1943 году, после окончания средней школы с «золотой» медалью, Тамара поступает в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где учится у профессора Марии Владимировны Владимировой (ученицы профессора Умберто Мазетти). Тамара Николаевна считала себя продолжателем русско-итальянской школы, позже преобразовав ее в белорусскую.
Мария Владимировна привила студентке глубокое понимание музыкального искусства, трудолюбие и высокие требования к себе. Годы учебы были непростыми: консерватория вернулась из эвакуации, и студенты жили в фойе Малого зала. На первом курсе один военный пригласил Тамару в театр, но пойти было не в чем, и девушке пришлось отказаться, хоть и со слезами на глазах. Однако певица не отступала перед трудностями. На третьем курсе стала получать Сталинскую стипендию. Активно занималась в оперной студии, исполнив партии Церлины в «Дон-Жуане» Моцарта, Мюзетты в «Богеме» Пуччини и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини. Последнюю партию она готовила вместе с легендарной русской певицей Валерией Барсовой, называвшей Тамару Нижникову своей крестницей.
Певица блестяще завершила обучение в консерватории, став единственной на своём курсе, кто получил диплом с отличием. Это значительное достижение было высоко оценено деканатом, ее назвали «первой послевоенной ласточкой».
Дипломированная певица получила приглашение сразу в пять крупнейших оперных театров Советского Союза. Недолго проработав в Москве в Музыкальном театре имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Тамара Николаевна приняла приглашение Л. П. Александровской и вместе со своим мужем – виолончелистом, в будущем заслуженным артистом БССР, профессором Б. Г. Скобло − переехала в Минск, начав работу в Государственном академическом Большом театре оперы и балета БССР, где ее талант и достиг совершенства.
Т. Н. Нижникова с супругом Б. Г. Скобло
В 1949 году певица дебютировала на сцене белорусского театра оперы и балета в роли Розины из «Севильского цирюльника», которая стала её визитной карточкой.
Благодаря исключительному владению голосом и ярким актерским навыкам, её Розина воплощала нежность, женскую хитрость, девичье озорство и строптивость.
За годы своей исполнительской карьеры в театре (1951 – 1976) певица создала множество запоминающихся образов, среди которых Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинки), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и многие другие.
Т. Нижникова в роли Виолетты в опере «Травиата» Дж. Верди
Особое место в её репертуаре занимала партия Виолетты из «Травиаты» Дж. Верди, которую считают вершиной её творчества. В 1975 году журнал «Работніца і сялянка» писал: «Слухаючы Т. Ніжнікаву – Віялету, разумееш, што такое оперны вакал Вердзі. Багаты арсенал тэхнічных сродкаў, выразная філіроўка гуку, бісерная каларатурная тэхніка – усё гэта строга падначалена драматычнай задуме. То радасна звонкі, то пранікнёна цёплы, то матавы, згасаючы – голас Т. Ніжнікавай дэталь за дэталлю “лепіць” складаны вобраз. Вось выканаўчая рэдакцыя партыі Віялеты, якая з’яўляецца сапраўднай школай вялікага густу і майстэрства».
Каждую партию Тамара Николаевна проживала на сцене, как будто это ее судьба – все героини были целостными и яркими натурами.
После спектакля с Л. П. Александровской
Тамара Нижникова имела возможность сотрудничать с выдающимися деятелями искусства того времени: Ларисой Александровской, Исидором Болотиным, Михаилом Денисовым, Софьей Друкер, Ритой Млодек, Николаем Сердобовым, концертмейстером Семеном Толкачевым – было у кого учиться. Лариса Александровская — тогда главный режиссер театра — поддерживала молодую певицу во всех ее поисках, помогала максимально раскрыть талант. Они дружили до самой смерти Ларисы Помпеевны.
Профессионализм и доброжелательность Тамары Николаевны высоко ценили партнеры по сцене, среди которых был и ее второй муж – народный артист СССР Аркадий Маркович Савченко.
Народная артистка СССР Т. Н. Нижникова со вторым супругом народным артистом СССР А. М. Савченко
Одним из ярких и незабываемых моментов в жизни Тамары Нижниковой была работа с легендарным народным артистом СССР Иваном Козловским над оперой «Севильский цирюльник». В этом спектакле Нижникова исполнила роль Розины, а Козловский − роль Альмавивы. Иван Козловский высоко оценил её выдающиеся вокальные данные, комедийный дар и искренность на сцене. Он также отметил способность привносить тонкие психологические нюансы в образы, которые воплощала артистка. В её исполнении Розина выглядела нежной, по-женски изобретательной, озорной и независимой. Признание мастера стало важным этапом в творческой карьере Тамары Нижниковой.
Коллега Тамары Николаевны народный артист Беларуси Виктор Максимович Чернобаев вспоминал, что главным отличием легендарной артистки была ее искренность, и что бы она не исполняла – классическую арию или народную песню, концертный романс или партию в оратории − она всегда вела исповедь взволнованного женского сердца.
Т. Нижникова в роли Бабы-лопотухи в опере «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого
Помимо классических произведений, Тамара Нижникова активно сотрудничала с белорусскими композиторами, воплощая образы в национальных операх. Партии героинь писались композиторами с расчетом на талант и самобытность певицы, которая вносила в музыкальное исполнение личностную интерпретацию, добавляя уникальные оттенки, детали и артистические находки, которые не всегда возможно передать с помощью нотной записи.
Т. Нижникова в роли Маринки в опере «Маринка» Г. Пукста
Тамару Нижникову можно с полным правом назвать соавтором ряда белорусских сочинений. Яркими примерами являются Маринка («Маринка» Г. Пукста), Ирина («Колючая роза» Ю. Семеняко), Марфочка и Баба-лопотуха («Девушка из Полесья», «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого). За последнюю роль она получила первую премию на смотре театральной молодежи БССР.
Т. Нижникова в роли Марфочки в опере «Девушка из Полесья» Е. Тикоцкого
По словам Тамары Николаевны, ей удалось выучить роль Марфочки − героини, сочетающей в себе женственность и стойкость в военных испытаниях, − всего за неделю. К слову, до этого она не владела белорусским языком, что сделало это достижение ещё более впечатляющим.
Народная артистка СССР Т. Нижникова и народный артист Беларуси В. Чернобаев в опере «Колючая роза» Ю. Семеняко
Работая над партией Ирины в опере «Колючая роза» Юрия Семеняко, певица обратилась к автору с просьбой создать для неё самостоятельный сольный номер. Поскольку партитура оперы в основном состояла из небольших вокальных форм, таких как ариозо, дуэты, песни и романсы, Тамара Нижникова видела необходимость в более развернутом произведении, способном подчеркнуть её исполнительские возможности. В результате композитор сочинил «Галоп», который не только вошел в партитуру, но и завоевал широкую популярность благодаря её исключительному мастерству. Юрий Владимирович позже признавался, что был глубоко благодарен певице за её внимательное и творческое отношение к работе.
После ухода со сцены Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР Тамара Николаевна еще в течение 10 лет вела активную концертную деятельность.
Певица много гастролировала, представляя оперный, и камерный репертуар, стремилась найти контакт со слушателями, исполняла произведения на различных языках: чешском, румынском, венгерском, финском и даже монгольском. На гастролях в то время, когда другие артисты отдыхали, Тамара Николаевна учила произведения на языке принимающей стороны. Ей аплодировали в Венгрии и Австрии, Болгарии и Румынии, Чехословакии и ГДР, Финляндии и Швеции, Монголии и Канаде…
Т. Н. Нижникова, 2011 г.
В 1954 году за значительный вклад в развитие вокального искусства Беларуси Тамара Нижникова была удостоена звания заслуженной артистки БССР. Уже через год она получила статус народной артистки БССР и орден Трудового Красного Знамени. В 1964-м ей присвоили звание народной артистки СССР. За свою долгую карьеру она также стала обладательницей ордена Дружбы Народов (1985), ордена Франциска Скорины (2001), почетного знака «За уклад у развіццё культуры Беларусі» (2005), Ордена Отечества III степени (2010), медали ЮНЕСКО «Виктор Гюго», диплома генерального директора ЮНЕСКО (2015)
Тамара Нижникова после награждения призом "Хрустальная Павлинка", 2017