Онлайн-выставки

Раздел 2

Педагогическая деятельность

 


Профессор Т. Н. Нижникова со студентами


В 1963 году Тамара Нижникова начала преподавать в Белорусской государственной консерватории, с 1976 года по 1986 возглавляла кафедру сольного пения, где работала более полувека. А ведь первые самостоятельные шаги в качестве преподавателя она делала еще обучаясь в Московской государственной консерватории, затем − в Тиранском лицее искусств в Албании (1949–1951).
Среди учеников выдающейся певицы и педагога заслуженные артистки Республики Беларусь Елена Бунделева и Елена Шведова, дипломант международных конкурсов Виктория Курбатская, лауреат международного конкурса Леся Лют, кандидат педагогических наук, доцент Алла Нижникова, кандидат искусствоведения, доцент Тамара Сернова, кандидат педагогических наук Инга Каминская и многие другие.
Под ее руководством закончили ассистентуру–стажировку ведущие артисты белорусской оперы народная артистка Беларуси Любовь Каспорская, заслуженные артисты Беларуси Виктор Скоробогатов и Михаил Жилюк, солистки оперы Людмила Кривенок, Ольга Тишина…

Тамара Нижникова считала, что самое важное − формирование у студента исполнительского комплекса, состоящего из слуховых, зрительных, двигательных, мыслительных компонентов. Это должно помочь ему стать самостоятельным артистом, который может уверенно выступать на сцене.
При выборе произведений для занятий она всегда обращала внимание на качество: как музыкальное, так и литературное, избегая произведений с плохим или "пустым" текстом, потому что считала, что такие произведения не приносят пользы.
Для развития способностей учеников Тамара Николаевна предлагала сложные номера, которые помогали справиться с их слабыми сторонами. Однако для публичных выступлений или экзаменов советовала выбирать те произведения, которые студент может исполнить без ошибок.

Работая с разными стилями — от зарубежной классики до белорусских сочинений, она учила студентов глубоко понимать особенности каждого направления. Её метод заключался в том, чтобы студенты учились анализировать музыку, находить в ней жизненные эмоции и передавать их голосом. Обучение строилось как творческий процесс: педагог направляет, а студент самостоятельно исследует материал.
Тамара Николаевна уделяла внимание тому, как личные чувства студента соединяются с эмоциями, которые содержатся в музыке. Это влияет на тембр голоса, силу звука и общее исполнение. Главная цель — научить студентов превращать свои переживания в профессиональные навыки, чтобы будущие профессионалы могли легко входить в образы своих героев на сцене.
Тамара Николаевна будучи великолепной артисткой использовала методы системы К. С. Станиславского для того, чтобы студенты лучше перевоплощались в своих персонажей. Она также подчеркивала важность чёткой дикции и правильного произношения слов, даже если произведение исполняется на иностранном языке.
Её подход к обучению был направлен на то, чтобы воспитывать артистов, которые могут реалистично и искренне передавать смысл музыкальных произведений. В классе студенты изучали традиции лучших мировых школ пения, таких как итальянская и русская, что позволяло им развивать разностороннее мастерство. При подборе репертуара она всегда учитывала индивидуальные особенности каждого ученика: как психологические, так и связанные с возможностями его голоса.


"С Богом, детка!" или История доверительных отношений


Т. Н. Нижникова со студентами, третья слева – Е. Бунделева

Начало пути

Заслуженная артистка Республики Беларусь, обладатель медали Франциска Скорины, доцент кафедры пения и музыкально-театрального искусства БГАМ Елена Бунделева вспоминает, что её путь к Тамаре Николаевне начался благодаря совету педагога Лины Ивановны Михеевой, под чьим руководством она училась в музыкальном училище. «Когда я проходила прослушивание перед поступлением, — рассказывает Елена, — Тамара Николаевна внимательно послушала меня и сказала: "Хорошо, я возьму девочку к себе в класс". Это было для меня огромным счастьем».
Елена очень волновалась, ведь она знала об авторитете великой певицы, к тому же столкнулась с ней на вокальном конкурсе, который состоялся в Мозыре, когда девушка училась на 3 курсе музыкального училища, а член жюри Тамара Нижникова была серьезна и строга. Но опасалась она напрасно: между педагогом и студенткой наладились доверительные отношения, Тамара Николаевна все тонкости вокального мастерства доносила понятным языком, и бывшие до этого проблемы с дыханием, из-за которых Елена постоянно болела, были также решены.

Записи, которые вдохновляют

Даже после окончания академии музыки связь между ученицей и педагогом не прерывалась. «Практически все свои партии я готовила вместе с Тамарой Николаевной, — вспоминает Елена Геннадьевна. — Перед спектаклями приходила к ней домой, чтобы распеться. Когда заканчивали, она всегда говорила: "С Богом, детка!" и добавляла: "Спать не буду, пока ты не позвонишь и не расскажешь, как всё прошло". Эти слова давали невероятную уверенность».
Особенно ценные записи сохранились от этих встреч: распевки на каждую партию, сделанные на диктофон, до сих пор используются Еленой Геннадьевной в работе со своими студентами.

Личное общение и забота

Тамара Николаевна не ограничивалась только профессиональным наставничеством. Она проявляла заботу о своих учениках во всех аспектах жизни. «Мы были для неё не просто студентами, — вспоминает Елена. — Она интересовалась нашими делами, состоянием здоровья родных, успехами детей. Часто собирались всем классом, иногда даже дома у Тамары Николаевны. Особенно запомнился её авторский пирог "Герман" — настоящее произведение кулинарного искусства!»
Елена также хранит личные подарков от своей наставницы, среди которых клавир оперы «Травиата» с трогательной надписью «Моей дорогой Леночке» и элегантное зелёное бархатное платье, предназначенное для концертных выступлений.

Профессиональные принципы

Тамара Николаевна всегда подчеркивала важность профессионализма и этики на сцене. «Она не признавала сплетен, никогда не вспоминала ни о ком из своих многочисленных коллегах плохо и нам не разрешала. Учила быть терпимыми и вежливыми, подойти после спектакля или концерта и независимо от того, как он прошел, сказать: «Со спектаклем! (или «С концертом!») Поздравляю!» Быть доброжелательными к друг другу − это я усвоила на всю жизнь», − подчеркивает Елена Геннадьевна.
Большое внимание уделялось техническому совершенству: «Певец воздействует на слушателя прежде всего голосом, очень важно при воплощении образа эмоциональное актерское состояние, но она не разрешала одним заменять другое. Фраза, часто звучавшая в классе: «Не трясите кулисами – пойте!»

Личный пример и стиль жизни

Тамара Николаевна была для своих учеников не только образцом профессионализма, но и эталоном элегантности. «Она всегда была причесана, подкрашена очень аккуратно, всегда выглядела свежей, у нее были ПОТРЯСАЮЩИЕ голубые глаза, они не тускнели с возрастом, и когда я приходила к ней домой распеться перед спектаклем, − домашняя одежда менялась ею на платье, домашние тапочки − на туфельки, только так она создавала рабочее настроение даже дома», − вспоминает Елена.

Влияние на будущее поколение

Елена Бунделева с благодарностью говорит о том, что и сегодня старается следовать принципам своего учителя, активно использует знания в своей педагогической деятельности: «Я до сих пор пользуюсь нарративами, советами, упражнениями для распевания, репертуаром Тамары Николаевны в работе со своими студентами, пронося их, конечно, через свой жизненный опыт. Я даже называю своих студентов так же, как когда-то она называла нас: "Ленушка", "Танюшка", "Аллушка". Это создаёт особую атмосферу доверия и взаимопонимания».
Она с сожалением отмечает, что сейчас не хватает фигур такого масштаба, как Тамара Николаевна. «Её авторитет позволял высказывать мнение прямо и честно, и это не воспринималось как критика. Она могла сказать правду в глаза, но все ее критические замечания обязательно сопровождались объяснением, почему не так, и как правильно это можно сделать. Её опыт и достижения были неоспоримы».

Заботливый наставник

Тамара Николаевна была не только строгим педагогом, но и очень заботливым человеком. «К ней можно было обратиться с любыми вопросами — будь то профессиональные трудности или личные переживания, — вспоминает Елена. — Она всегда находила время, чтобы помочь, и щедро делилась своим вниманием. Бывало, я нежданно приходила к профессору, а она после работы в консерватории, не успев переодеться, занималась со мной, но не смотря на усталость, очень любила угостить чайком, кофейком и в качестве «быстрого» угощения делала бутерброды, гренки со сметанкой и клубничным или вишневым вареньем. Но главное, конечно, − "Герман"»

Вечное наследие

«Тамара Николаевна оставила в моей жизни глубокий след, — заключает Елена Геннадьевна. — Её принципы, профессиональные секреты, отношение к профессии, человечность и мудрость продолжают вдохновлять меня каждый день».

 

 

ПАРТНЕРЫ