Одним из наиболее громких, знаковых имён белорусской культуры периода становления Государственного театра оперы и балета было имя Михаила Крошнера. Несмотря на то, что архив композитора практически не сохранился, в настоящее время весомость вклада М.Крошнера в белорусскую музыкальную культуру неоспорима, сегодня мы можем по праву назвать его имя в ряду зачинателей белорусской композиторской школы ХХ века. Поразительно, с каким живым интересом и творческим горением погрузился в национальную культуру композитор, сравнительно недавно приехавший в Беларусь: родившийся в 1900 году в Киеве и получивший там музыкальное образование, Крошнер совершенствовался по композиции в Свердловске под руководством В.Золотарёва, вслед за которым и приехал в Минск в открывшуюся в 1932 году консерваторию.
Известный белорусский исследователь Инесса Двужильная пишет: «в бурных спорах и дружеских беседах М. Крошнера с актёрами рождались контуры музыки будущего балета. Стержнем спектакля должен был стать народный танец, язык которого мог выразить самые сложные и тонкие человеческие чувства. Одновременно с работой над либретто и музыкой шли поиски танцевального фольклора: поездки в деревни, общение с пожилыми людьми, обращение к архивам Академии наук БССР». Работая в то время в качестве концертмейстера балета Государственного театра оперы и балета, М.Крошнер прекрасно понимал специфику балетного жанра, что способствовало созданию действительно профессиональной музыки для национального балета.
Балет «Соловей» стал знаковым произведением для Государственного театра оперы и балета. Именно он стал первым балетом, поставленным на сцене нового здания театра в 1939 году, именно этот балет представлял белорусское хореографическое искусство на Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 году. На показе 1940 г. присутствовали И. Сталин, В. Молотов, А. Жданов, П. Пономаренко. Во многом благодаря этой постановке театр был награждён орденом Ленина и правом называться Государственным Большим театром оперы и балета БССР. Тогда же и композитор был удостоен звания «Заслуженный артист БССР» и награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В результате имя Михаила Крошнера стало репрезентативным для белорусской культуры в масштабе всего Советского Союза, а на творчество композитора были возложены самые светлые надежды, в его планах было написание новой оперы.
Искусство Советской Белоруссии. — Москва: «Искусство», 1940. С. 73.
Однако свои страшные коррективы внесла война. Холокост стал величайшей трагедией в истории нашей страны и остался страшной «чёрной дырой», насильственно изменившей пути развития общества, культуры и искусства. Михаил Крошнер разделил трагическую судьбу сотен тысяч уничтоженных машиной смерти, он стал узником Минского гетто. По сохранившимся свидетельствам, композитор был расстрелян во время погрома 28 июля 1942 года. Во время нацистских акций, многократно проводимых в Минском гетто, были уничтожены и рукописи композитора.