Онлайн-выставки

Большой театр Беларуси во время войны - Деятельность труппы в Алма-Ате

 

К началу июля в Москве собралось много белорусских артистов., нуждавшихся в помощи. В результате было принято решении направления некоторых представителей театра в Свердловск, Саратов и Уфу, а значительную часть труппы под руководством Ларисы Александровской — в Алма-Ату.


Будучи зачисленными в труппу в последних числах июля, белорусские артисты уже спустя месяц, 31 августа 1941 года, участвовали в открытии театрального сезона в оперном театре.

Была премьера оперы Ивана Дзержинского «Тихий Дон» -- спектакль, который перед войной с большим успехом шёл на минской сцене. Как и в недавних минских спектаклях, партию Аксиньи с большим успехом исполняла Лариса Александровская – молодая, красивая, в самом расцвете своего неповторимого дарования. Так состоялась первая встреча алмаатинцев с белорусской певицей.

 

На протяжении целого сезона 1941-1942 годов в русской труппе казахского театра работало около двадцати пяти белорусских артистов: солисты – вокалисты и танцовщики, дирижёры и хормейстеры (в том числе главный хормейстер театра Г.Н.Петров), артисты оперного хора и оркестра, кордебалет. Это была существенная, во многом, уникальная страница в истории музыкального театра Беларуси.
Белорусские артисты активно участвовали во всех творческих делах казахского коллектива. Особым успехом пользовался интернациональный дуэт казахской певицы К. Байсеитовой и Л. Александровской, которых связывала искренняя дружба.

(фото из книги А.Ладыгиной "Лариса Помпеевна Александровская. Документально-театральный роман")

За год работы в театре имени Абая белорусскими артистами было сделано немало. В «Лебедином озере» Одетту-Одиллию с успехом танцевала перебравшаяся в Алма-Ату Александра Николаева. В партии Трубадура в «Раймонде» в ансамбле с казахскими танцовщиками блистал молодой Семён Дречин. Марк Шнейдерман продирижировал одиннадцатью представлениями «Мазепы» Петра Чайковского и семью – оперы «Дубровский» Эдуарда Направника. Белорусы активно участвовали и во всех производственных и творческих делах коллектива.

 


Незабываемыми стали удивительные ночные концерты, проходившие в театре после вечерних представлений. Подчас их было даже по два – в 23 часа и в 2 часа ночи. Они предназначались для уходящих на фронт бойцов или выздоравливающих раненых из алма-атинских госпиталей. Зал заполнялся до отказа. В концертах, проходивших к театре, принимали участие лучшие артистические силы страны: в те годы в Алма-Ате, помимо белорусских артистов, работали многие видные деятели советского искусства, в частности Алексей Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Эйзенштейн, Галина Уланова, Наталья Сац. 

ПАРТНЕРЫ