В мае 1943 года театр переехал в город Ковров Владимирской области. В этом городе театру предоставили собственное помещение на сцене Клуба металлистов, где артисты смогли полноценно работать.
Здание Клуба металлистов в г.Коврове. Фото предоставлено Ковровским историко-мемориальным музеем
В Ковров приехал дирижёр Онисим Брон, надолго связавший свою судьбу с Беларусью. Там же начала свою деятельность в качестве дирижёра легендарная Татьяна Коломийцева. Сразу по приезде были показаны оперы «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля.
Под управлением Марка Шнейдермана шли «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Чио-Чио сан».
Последние выступления Белорусского государственного театра оперы и балета на сцене клуба Металлистов прошли в середине августа 1944 года.
Сегодня во втором гостеприимном доме, давшем кров белорусским артистам в годы войны, - городе Коврове, - сохраняется добрая память о деятельности Белорусского государственного театра оперы и балета. Наиболее подробные сведения об этом периоде жизни нашего театра собраны в статье заведующего техноцентром (музеем) ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» В.В. Никулина в сборнике «Путь к Победе: Ковров в 1941-1945»
В.В.Никулин
«Это были не просто гастроли»
Статья заведующего техноцентром (музеем) ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» В.В. Никулина в сборнике «Путь к Победе: Ковров в 1941-1945», изд-во "Знамя труда", 2005г., с.86-87.1944 год начался в Коврове не только с новогодних елок и утренников для малышей и праздничных вечеров для взрослых. 1 января в клубе Металлистов прошло большое торжественное заседание и концерт, которыми было отмечено 25-летие Белорусской Советской Социалистической Республики.
Конечно, главные юбилейные мероприятия в этот день состоялись в Москве и на освобожденной от врага пока еще не очень обширной территории Белоруссии – год ее полного освобождения от фашистской оккупации только наступал. Но совсем не случайно и в Коврове, на берегах Клязьмы, очень далеко от Немана и Буга, тоже праздновали юбилей Советской Белоруссии. Дело в том, что к этому времени уже несколько месяцев у нас жил и работал коллектив Белорусского государственного ордена Ленина театра оперы и балета. Лучшие артисты театра и выступали в большом концерте после торжественного заседания 1 января.
Но сначала - и выступивший с докладом директор театра Михейчик, и секретарь Ковровского городского комитета партии А.Н. Павлов, который произнес ответное слово, вспомнили о многовековом братстве русского и белорусского народов, об их общей борьбе в дни войны:
- Сейчас белорусский народ героически дерется на фронте за свободу своей Родины. В ожесточенных боях с немецкими оккупантами выросло целое племя героев. Имена Гастелло, Талалихина, Смолячкова, Полавченя навсегда вошли в историю...
А потом зазвучали лучшие произведения белорусских композиторов, и многие в зрительном зале с радостью узнавали ставших уже знакомыми и любимыми артистов из Минска.
Ведь всего за несколько дней до нового года, 28 декабря артисты Белорусского государственного театра оперы и балета здесь же, в клубе Металлистов дали тематический концерт из произведений П.И. Чайковского.
Романсы «Скажи, о чем в тиши ветвей», «Закатилось солнце», «То было раннею весной», «И больно, и сладко», фрагменты из лучших русских опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», другие произведения прозвучали в исполнении солистов оперы, в числе которых были заслуженные артисты Белоруссии И.М. Болотин, В.М. Молькова, И.А. Муромцев.
А первые концерты белорусских мастеров оперы и балета прошли в сентябре 1943 года, вскоре после приезда коллектива театра в Ковров.
«Три дня подряд в клубе Металлистов выступали артисты Белорусского ордена Ленина театра оперы и балета… Пожалуй, за все время Отечественной войны здесь не было такого высокохудожественного ансамбля», - такими были первые впечатления ковровских зрителей.
А ведь это были не просто гастроли. Коллектив театра работал в условиях эвакуации, когда пришлось заново обзаводиться всем необходимым реквизитом, декорациями, костюмами… И привыкать к новой для себя сцене, к новому зданию.
Сцена и для концертов, и для репетиций нашлась в клубе Металлистов (ныне – Дом культуры имени В.А. Дегтярева). Второй раз на протяжении войны он стал базой для эвакуированного театра. В первой половине 1943-го здесь работал Ростовский драматический театр имени А.М. Горького, актеры которого во время одного из спектаклей узнали о только что переданной по радио сводке Советского Информбюро об освобождении их родного Ростова-на-Дону.
И вот – новый коллектив, новые солисты на сцене клуба, с новым, незнакомым и непривычным для многих репертуаром. На их концерты и спектакли приходила не только местная интеллигенция, но и учащиеся школы ФЗО, и молодые рабочие завода, едва ли не вчера-позавчера перебравшиеся в город из деревни и еще ни разу в жизни не успевшие побывать в настоящем, пусть хотя бы провинциальном театре…
А тут – арии из «Князя Игоря» и «Богемы», вальсы Й. Штрауса и фрагменты балетов, дуэты из классических оперетт, русские и белорусские народные песни… Таким калейдоскопом музыки, прекрасных голосов, темпераментных танцев порадовали белорусские артисты ковровских зрителей при первом знакомстве.
И новые многочисленные выступления, концерты, спектакли. Театр набирал силу – вернее, восстанавливал, вопреки потерям и тяготам вынужденного временного изгнания с родины. В феврале сорок четвертого прошел большой концерт народной артистки СССР Л.П. Александровской, через неделю состоялась премьера оперы «Севильский цирюльник», в мае впервые была показана «Чио-Чио-Сан»… Если бегло перелистать объявления о выступлениях и отклики зрителей, то видишь полноценную работу многочисленного и сильного творческого коллектива – безо всяких скидок на условия войны, эвакуации, жизни в небольшом провинциальном городе.
27 июня – новый необычный концерт: артисты показали отрывки из опер, они не только пели, но и играли – при почти полном отсутствии декораций и бутафории. В программу вошли отрывки из русских и французских опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Фауст», «Лакмэ», а также дуэт из украинской комической оперы «Запорожец за Дунаем». Рецензент писал в заводской газете «Инструментальщик»: «Прошло много десятилетий со дня создания опер, отрывки которых исполнялись в концерте, но они по-прежнему звучат свежо и покоряюще. Эти краски сумели сохранить белорусские артисты. Первый опыт – удача театра. Наше пожелание: дайте в следующем концерте отрывки из белорусских опер».
Пополнялся в те дни репертуар и совершенно новыми произведениями, в том числе и белорусских авторов. В Коврове коллектив начал работу над новой оперой «Олеся» композитора Тикоцкого, посвященной борьбе белорусских партизан против немецких оккупантов. Заглавную партию исполняла народная артистка СССР Лариса Помпеевна Александровская.
Как тогда удавалось им совмещать творческую работу над лучшими произведениями отечественной и мировой классики с напряженным жестким ритмом военного времени, которым жил приютивший артистов и ставший на год родным город?.. Отсюда они ездили на гастроли в соседние города, в областной центр Иваново. Кроме репетиций и выступлений, музыканты-педагоги Белорусского театра вели занятия в детской музыкальной школе, которая разместилась в том же клубе Металлистов. Кроме запланированных спектаклей бывали просьбы руководителей завода, которым ну просто нельзя было отказать. Например, в начале февраля 1944 года в клубе встречали гостей высокого ранга: народного комиссара вооружения СССР Д.Ф. Устинова, руководителей области, которые приехали, чтобы вручить ордена и медали большой группе работников завода имени Киркижа, награжденных за выпуск оружия для фронта. С концертом для награжденных и гостей выступил коллектив Белорусского театра оперы и балета.
Надо отдать должное и руководителям завода: занятые выполнением важнейших государственных заданий, они находили возможность поблагодарить артистов, устраивавших настоящие праздники для рабочих. Приходилось ли директору завода В.И. Фомину в годы войны подписывать приказы, так или иначе не связанные с производственной программой, освоением новых образцов оружия, трудовой дисциплиной?.. Сразу и не найдешь таких документов заводском архиве. Нет, вот нашелся приказ директора Государственного Союзного ордена Трудового Красного Знамени завода имени Киркиж от 31 декабря 1943 года о премировании не своих работников, а артистов театра:
«Коллектив Белорусского Государственного ордена Ленина театра оперы и балета за короткий срок пребывания в нашем городе проделал большую работу по ознакомлению широкого круга работников завода с подлинным искусством Белоруссии, дал много концертов в молодежном городке завода, а также целый ряд ценных концертов для рабочих завода.
В день двадцатипятилетия братской Белорусской Советской Социалистической Республики поздравляю заслуженный коллектив театра с славным юбилеем и желаю в дальнейшей творческой работе больших успехов.
За проделанную работу для работников завода и в молодежном городке (микрорайон г.Коврова - прим. ред.) всему коллективу Белорусского Государственного ордена Ленина театра оперы и балета объявляю товарищескую благодарность и премирую…»
И дальше идет список, в котором – впервые за всю войну – не слесари и мастера, не конструкторы и начальники цехов, а солисты оперы и балета, музыканты, режиссер, концертмейстер… Этот приказ был зачитан и премии вручены на том самом торжественном заседании 1 января 1944 года, с которого начался наш рассказ.
А в середине августа 1944 года на сцене клуба Металлистов прошли последние выступления Белорусского государственного театра оперы и балета. К этому времени линия фронта уже передвигалась на территорию еще оккупированной фашистами Европы и самого «Третьего Рейха». А на освобожденной белорусской земле начиналась пора возрождения, можно было возрождать и столицу республики – Минск, со всеми его заводами, институтами, музеями, театрами…
15 августа, завершая ковровский период своей жизни и творческой работы, артисты выступили в клубе Металлистов с большим концертом, а в первом отделении показали (помните пожелание, опубликованное в «Инструментальщике»?) монтаж из произведений белорусских композиторов «Купальская ночь».
В. Никулин