В начале июля 1944 года был освобождён Минск. Город лежал в руинах, но у людей появилась надежда на восстановление прежней жизни и возвращение домой. По мере создания минимальных условий возвращался в Минск коллектив театра оперы и балета. Как известно, здание театра сильно пострадало: в него попала бомба, в зрительном зале и ложах фашисты устроили конюшни. Декорации, костюмы, инструменты, ноты – всё было разграблено или уничтожено. В здании уцелели гримёрные комнаты, в которые начали расселяться артисты, и репетиционный зал на пятом этаже. Ни электричества, ни водопровода, ни отопления, ни канализации – в таких условиях начал восстанавливаться Большой театр Беларуси.
В архиве Большого театра Беларуси сохранилось несколько страниц черновика доклада, составленного в 1945 году директором театра В.Ф.Михейчиком (первая страница отсутствует) о состоянии театра
Артисты возвращались на родную землю и истово работали, они были одержимы великой идеей: показать дома героико-патриотическую оперу «Алеся», которая должна была ознаменовать возрождение Беларуси.
Главный режиссёр Большого театра СССР Борис Покровский и художник Сергей Николаев оставляют свой благоустроенный быт в Москве и отправляются в разрушенный минский театр, чтобы поставить этот спектакль. Возвращается и оправившаяся от болезни Лариса Александровская.
Долгожданная премьера состоялась 24 декабря 1944 года в зале Дома Красной армии. В дневнике Лариса Александровская позже вспоминала: «Премьера! Ура! Первая партизанская опера. Победа белорусского искусства. Праздник! Зал полон! Кто же наш зритель? Живые, настоящие партизаны пришли к нам из лесов, развалин, ям и подвалов Минска. Ещё не вся Белоруссия освобождена, ещё дымится Минск, ещё не настало 9 мая 1945 года. Этого дня не забыть, не передать! Он всегда будет в сердцах тех, кто был в этот вечер в Доме офицеров. Добрая половина этого дома ещё разбита, весь город в темноте, а в зале – Победа!»