ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Имя Ларисы Помпеевны Александровской - определяющее в истории развития белорусского искусства ХХ века. Легендарная певица, выдающийся деятель культуры и одна из тех людей, которым Большой театр Беларуси обязан сохранением труппы во время войны. Человек невероятного таланта и несгибаемой силы воли, способный повести за собой и в самое тяжёлое время поддерживать веру в победу.
В 1940-м году, во время вошедшей в историю Декады белорусского искусства в Москве, Ларисе Александровской был вручён Орден Ленина и присвоено звание народной артистки СССР.
Казалось бы – начинается звёздный час и самой Александровской, и всей белорусской культуры. Лариса Помпеевна, как и композитор Василий Золотарёв, получает Сталинскую премию за оперу «В пущах Полесья», артистку хорошо знают слушатели не только Минска, но и Москвы и Ленинграда, завязывается творческая дружба с известными деятелями искусства Советского союза.
Но реальность внесла свои коррективы. Вместо времени пышного расцвета настало время труднейших испытаний.
[Информация об этом периоде жизни и творчества Ларисы Александровской была кропотливо собрана племянницей Ларисы Помпеевны - доктором философских наук Ариадной Ладыгиной. Картину жизни певицы она восстановила и описала в книге «Лариса Помпеевна Александровская. Документально-театральный роман». В этом же труде находим и ценнейшие сведения о жизни белорусской труппы в период войны.]
Начало войны застало белорусский театр в отпуске (многие артисты разъехались из города – в Крым, в Прибалтику), а Ларису Помпеевну – в Минске, у больничной койки недавно прооперированного сына Игоря. Александровская забрала его и, не имея возможности зайти домой, чтобы взять документы, покинула с мальчиком город. Шла на восток пешком, ехала попутками, в товарных вагонах.
В комитете по делам искусств при Совнаркоме ССР, куда отправилась певица, с трудом добравшись до Москвы, ей предложили направление на временную работу в один из оперных театров страны. Был предоставлен выбор: Тбилиси, где Александровскую хорошо знали и любили или совсем незнакомая Алма-Ата. Решающим фактором для Ларисы Помпеевны стало то, что один из этих театров смог принять не только её, но и часть белорусской труппы: так выбор пал на Алма-Ату.
Будучи зачисленными в труппу в последних числах июля, белорусские артисты спустя месяц, 31 августа 1941 года, уже участвовали в открытии театрального сезона в оперном театре. Была премьера оперы Ивана Дзержинского «Тихий Дон» -- спектакль, который перед войной с большим успехом шёл на минской сцене. Как и в недавних минских спектаклях, партию Аксиньи с большим успехом исполняла Лариса Александровская – молодая, красивая, в самом расцвете своего неповторимого дарования. Так состоялась первая встреча алмаатинцев с белорусской певицей.
Сезон 1941-1942 гг. был предельно насыщен для Ларисы Александровской творческой работой: репетиции, спектакли, концерты. Однако не меньшие силы она уделяла и вопросам общественным, социальным - переписке с коллегами, которых война разметала по всему Советскому союзу. Именно она стала тем человеком, который смог собрать и сохранить труппу театра во время войны, разыскав артистов в разных уголках страны и восстановив деятельность минской труппы. Известны неоднократные обращения певицы к высшим чинам по поводу трудоустройства, восстановления на работе, сохранении зарплат и установлении связей между разбросанными по стране отдельными представителями театра. В бумагах Александровской сохранился большой список с местонахождением не только актёров театра, но и других известных деятелей белорусского искусства.
Шло время, белорусские артисты всё активнее входили в репертуар. В сожалению, объявленные в афишах выступления Александровской не состоялись по болезни: ухудшившееся из-за смен климата состояние лёгких певицы не позволяло ей полноценно спеть любимую сопрановую партию, а вынести на публику некачественное исполнение было ниже её профессионального достоинства. Тем не менее, белорусская Кармен – темпераментная, гордая, свободолюбивая – стала событием в театральной жизни города. Памятный спектакль состоялся 13 марта, в то время, когда уже началась подготовка сбора труппы белорусского театра в городе Горьком.
Фото из книги А.Ладыгиной "Лариса Помпеевна Александровская. Документально-театральный роман"
С белорусской примой тогда работал молодой тогда режиссёр Борис Покровский. Впоследствии в своей книге «Ступени профессии» знаменитый режиссёр напишет, что ещё в 1941 году Горьковский оперный театр получил задание «приютить» эвакуированных из Минска коллег. Однако осуществить это удалось только спустя год, когда из Алма-Аты в Горький приехала Александровская. «Если есть Александровская – значит есть и театр – пишет Покровский. – И решили вокруг этой артистки собрать всех, кому удалось убежать от фашистских бомб».
Много приходилось петь Александровской и в самой Москве, без неё не обходился ни один правительственный концерт.
Подробнее о концерте в Москве см. раздел онлайн-выставки "Большой театр Беларуси во время войны"
В первой половине 1943 года был проведён ряд больших концертов белорусских артистов в крупных залах Москвы
Но основная работа проходила в Горьком. Весь театральный сезон 1942-1943 годов прошёл при непосредственном участии белорусских артистов.
О периоде работы белорусских артистов в Горьком - в разделе онлайн-выставки "Большой театр Беларуси во время войны"
В марте 1943 года для выступлений перед воинами Северо-Западного фронта была сформирована постоянная фронтовая концертная бригада, в состав которой вошли: Лариса Александровская, Исидор Болотин (бригадир), Михаил Денисов, Софья Друкер, Дора Кроз, Михаил Пигулевский, Тамара Узунова, Юлия Хираско, Станислав Новицкий, Ханон Шмелькин.
О деятельности фронтовых бригад см. также в онлайн-выставке "Большой театр Беларуси во время войны"
В своих воспоминаниях Александровская поражалась, что люди, которым только что угрожала смерть, - молоденькие ребята или пожилые мужчины в шинелях и бушлатах, обветренные, с миномётами и противотанковыми ружьями, собирались вокруг артистов, чтобы слушать песни: «У меня сердце разрывалось, когда я заводила «Полыночек» или «Тост за нашу Родину». Люди окружали меня и расспрашивали обо всём на свете. Где я жила в Минске и плавала ли я по Березине, люблю ли цветы шиповника и не собираюсь ли после войны объехать родной край с этими песнями. Почему же я была так потрясена? У меня возникло ощущение – впервые в жизни! – что я для этих людей – Белоруссия. Мне было неловко и радостно от величия этого моменты в моей жизни: я – это Беларусь».
Лариса Александровская стала и одним из главных инициаторов создания оперы «Алеся», начавшегося ещё в Горьком. В разгар войны, под звуки бомбёжек трое энтузиастов – композитор Евгений Тикоцкий, поэт Петрусь Бровка и певица Лариса Александровская – начали работу над оперой, воспевающей грядущую победу. Действие должно происходить в белорусских лесах, а главной героиней станет партизанка Алеся. Во время работы над оперой концертная бригада Александровской часто ездила выступать в школу подготовки десантников, где, наряду с курсантами, музыканты подолгу жили в обстановке, приближенной к партизанской.
Артисты Белорусского государственного театра оперы и балета
Л.Александровская, И.Болотин, С.Дречин, С.Толкачёв, Д.Кроз, Г.Цепова
с военными после концерта в 108 западном стрелковом полку
Л.Александровская, И.Болотин, В.Шахрай, С.Толкачёв после выступления в ВПУ в г.Горьком
Л.Александровская, К.Крапива, М.Лыньков. 1943 г.
Опера "Алеся" была закончена в 1943 году, белорусский оперный театр начал работу над ней в период переезда из Горького в небольшой город на реке Клязьме – Ковров Владимирской области.
В этом городе театру предоставили собственное помещение, где артисты смогли полноценно работать. Здоровье не позволило Ларисе Помпеевне участвовать в спектаклях театра в Коврове, в этот период она лечилась в больницах Горького и Москвы, находя силы на концертные выступления.
По возвращении в Минск Лариса Александровская с прежней активностью включилась в жизнь театра. Долгожданная премьера «Алеси» состоялась 24 декабря 1944 года в зале Дома Красной армии.
Подробнее об опере "Алеся" и произведениях Евгения Тикоцкого - в онлайн-выставке "Творы Яўгена Цікоцкага на сцэне Вялікага тэатра Беларусі"
А в первые дни Победы Л.Александровская в составе делегации была приглашена для поездки в Берлин.
"Ездили с концертами во воинским частям, Александровская и Болотин пели соло и в дуэте, в качестве концертмейстера с ними ездил Генрих Вагнер - талантливый молодой белорусский композитор и пианист. Солдаты везде принимали артистов "на ура". От командования получили немало подарков. Фотографировались на фоне рейхстага!"
Л.Александровская, И.Болотин и другие белорусские артисты в Германии, 1945 г.
В 1946 году Лариса Александровская приняла участие в Международном женском конгрессе, став членом советской делегации и дав несколько концертов, в том числе незабываемый сольный концерт в Берлине.
После войны Лариса Александровская вернулась на белорусскую сцену как солистка, а впоследствии стала главным режиссёром театра.