Онлайн-выставки

Театр во время войны: портреты - Бася Карпилова

 

БАСЯ КАРПИЛОВА

Сразу после войны, в сентябре 1944 года, в театр пришла работать солистка балета Бася Залмановна Карпилова.

 

Бася Карпилова

Она родилась 20 марта 1921 года. Грациозная южная красавица, она покоряла зрителя не только отточенной техникой, но и ярким темпераментом, артистизмом, женским обаянием. От природы одаренная и трудолюбивая, обладавшая твердым характером, могла бы блистать и в солнечном Азербайджане, где родилась, и по всему Союзу, но 23-летней девчонкой судьба забросила ее в Беларусь, и только с нашей республикой она пожелала связать свою жизнь.

 

В 1941-м она записалась артисткой в Ансамбль Каспийской военной флотилии, который базировался при Доме Военно-Морского флота в Баку. На протяжении этих четырех военных лет Карпилова участвовала в концертах – как в клубах, так и на военных кораблях…

Ансамбль Каспийской военной флотилии, генерал А. Токарев. 1943 г.

В составе джазовой бригады артисты устраивали концерты для моряков на военных кораблях, причем часто попадали под бомбежки. Мама рассказывала, что тогда их запирали в трюмах. Было очень страшно… – вспоминает ее дочь Любовь Карпилова. – Солдатам очень нравилась миниатюра «Фриц и Таня»: Бася Карпилова буквально «затанцовывала» немца. Тот, увлеченный танцем девушки, оставлял автомат. Тогда героиня забирала его оружие и сама уводила немца в плен...

Тамань, Крымская земля, концерт для морской пехоты, 1942-43 гг.


Балерина была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», орденом «Отечественной войны ІІ степени».
В сентябре 1944-го Бася Карпилова стала солисткой балета белорусского Большого. Она танцевала на сцене Большого до начала 1960-х. Зрители ее боготворили.

Балет "Арлекинада" Р.Дриго. Пьеретта - Б.Карпилова, Пьеро - Сысоев. 1945 г. 

 

В спектакле «Эсмеральда» вместе с балериной танцевала… живая козочка! Бася нашла ее на Червенском рынке. Первые годы после войны труппа жила в помещении театра. А для животного отыскали небольшую комнатку на пятом этаже. Чтобы приручить козу, балерина во время игр с ней использовала бубен, в который клала еду. В результате четвероногую героиню можно было безбоязненно выпускать на сцену во время спектакля. Впрочем, ее сценическая судьба была недолгой. Тогдашний директор театра, страшный бюрократ, издал следующий приказ: «Козу, исполняющую роль козы, как внештатную единицу, прошу выселить из комнаты в театре». С того времени в «Эсмеральде» обходились без животного. Впрочем, скоро сами солисты получили новые квартиры в доме около театра (по улице Чичерина) и выехали из театра. Любопытно, что на первых этажах разных подъездов жили семьи Нины Млодинской, Семена Дречина и Баси Карпиловой.

 

ПАРТНЕРЫ