Онлайн-выставки

"Евгений Онегин". История постановок в Большом театре Беларуси - Предыстория. Исполнения оперы «Евгений Онегин» до открытия театра

 

 

Предыстория. Исполнения оперы «Евгений Онегин» до открытия театра

Музыка П.Чайковского была хорошо известна белорусскому просвещённому обществу, тем более, что во второй половине XIX века русский репертуар занял определяющее положение в концертных залах, салонах и домах. В оркестровых концертах исполнялись симфонические произведения, звучали фрагменты из опер и особенно известными были романсы композитора.
С середины 80-х годов XIX века в белорусских городах ежегодно выступала труппа русских драматических и опереточных артистов под руководством А.Г.Данилович. Ярким событием в художественной жизни Минска стал вечер, устроенный труппой в память о 50-летии смерти А.Пушкина (1887). В планах этого вечера значилась и постановка оперы «Евгений Онегин». Это одно из первых свидетельств об исполнении опер Чайковского в Беларуси. 

 

В 1890 году был открыт Минский городской театр, который, можно сказать, обеспечил необходимую инфраструктуру для показа больших оперных произведений. Именно с этого момента Чайковский стал неотъемлемой частью оперного репертуара, представляемого в Беларуси.  Эти годы стали началом периода в истории белорусской культуры, плотно насыщенного музыкой композитора. 

В театре выступали антрепризные труппы. В первый же сезон труппа А. Картавова показала зрителям постановки «Евгения Онегина» и «Мазепы». После исполнения «Евгения Онегина» 21 января 1891 года музыкальный рецензент «Минского листка» писал: «В “Онегине” самая главная и трудная роль Татьяны была проведена г-жею Муранской [Надежда Матвеевна Муринова (Муранская)] в драматическом отношении превосходно, в особенности сцена в спальне с няней. Публика была в восторге. При своей изящной сценической наружности и приятном в нижнем и среднем регистре голосе г-жа Муранская была обворожительна. Жаль только, что в верхних нотах слышалась маленькая резкость» [Цит. по А.Капилову: Капилов, А. Музыкальный театр Белоруссии XIX- начала ХХ в. // Музыкальный театр Белоруссии: дооктябрьский период / Барышев Г.И., Капилов А.Л., Кулешова Г.Г.. - Минск, 1990. -С.338).]. Следует отметить, что Надежда Муранская блистала в Минске на протяжении следующих десятилетий в составе различных трупп и основала собственные курсы пения.


В 1892 году уже другая труппа, антреприза Шумана, вновь поставила «Евгения Онегина» и впервые - «Пиковую даму». В 1987 году Товарищество русских оперных артистов под управлением Г.П.Измайлова и Г.Я.Шейна представило «Евгения Онегина» и «Пиковую даму». В 1899 году обе оперы были представлены двумя товариществами русских оперных артистов (Товарищество русских оперных артистов под управлением А.И.Макаренко и Г.Я.Штейна - май 1899 года, «Евгений Онегин», и Товарищество оперных артистов под руководством Я.М.Любина и М.Ф.Салтыкова - конец 1899 года, «Пиковая дама»), а после этого, зимой 1899-1900 годов «Онегина» уже исполняла итальянская труппа Кастеллано, и это произведение было единственной русской оперой в их репертуаре.

Столь же интенсивной была белорусская «чайковиана» на протяжении первых 15 лет ХХ века. В 1906 году Кооперативное товарищество оперных сценических деятелей под дирекцией Е.Беляева привезло в Витебск и Минск «Евгения Онегина» и «Черевички», впервые представив оперу белорусским слушателям.
В 1908 оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в Минске исполнялись труппой Московской частной оперы Сергея Зимина, через два года, в 1910, те же оперы исполнялись петербургскими артистами.

В эти же годы Чайковский вошёл в репертуар и белорусских исполнителей. Литературно-артистическое общество Минска, организованное в 1906 году взялось за решение весьма сложной творческой задачи — постановки ряда сцен из оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин". 3 марта 1907 года на семейном вечере в Литературно-артистическом обществе силами любителей были исполнены сцена письма, сцена в саду, сцена дуэли и заключительная сцена [Об этом свидетельствует А.Капилов в очерке «Музыкальный театр Белоруссии XIX- начала ХХ в. (Музыкальный театр Белоруссии: дооктябрьский период / Барышев Г.И., Капилов А.Л., Кулешова Г.Г.. - Минск, 1990. - С.245 - 362.)]. В 1912 и 1913 годах в Могилёве на вечерах памяти Чайковского были поставлены целые сцены из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», и всё это - силами любителей.

В апреле 1917 года Московский народный дом под управлением Д.Д. Друзякина при участии  известного драматического тенора Энрико Ганфа показал 7 опер в Городском театре Витебска, среди спектаклей был и «Евгений Онегин».
Московская частная опера С.Зимина, гастролируя в Витебске в 1922 году, также представила «Онегина», однако витебская критика отнеслась к исполнению с нескрываемым пренебрежением: «Последний спектакль был «Онегин» в исполнении тех же героев: то же тухлое мясо, только под другим соусом. Жалкий Онегин и ещё более жалкий и беспомощный Ленский. Ар. Обаксевич (Татьяна), как видимо, опытная, с определённо долгим стажем (для Татьяны слишком долгим...), но с тусклым, матовым и слабым голосом. Очень хороша была арт. Калинович (Ларина, обладательница красивого меццо-сопрано и хорошая актриса. Хороша была арт. Набокова (няня), вполне на месте с безукоризненным знанием своей партии, при котором даже лишни указания дирижёра или суфлёра. Как и прежде, хорош был Ястребов (князь Гремин), красиво и свободно спевший знаменитую арию «Любви все возрасты покорны». А в общем чувствуется полнейшее отсутствие постановки, режиссёрской рутины и любви к делу. Оркестр видно мало репетировал, что сказывалось на каждом шагу: невнимательность и небрежность» [Гастроли Московской оперы. «Фауст» и «Онегин» // Известия Витебского Губисполкома и Губкома РКП (большевиков) / Под псевд. Сфинкс. – 1922. – 1 окт. – С. 4. -Электронный ресурс. Режим доступа: https://nlb.by/content/news/proekt-svideteli-epokhi-belarus-na-stranitsakh-gazet-100-letney-davnosti/muzykalnaya-zhizn-gorodov-belarusi-vitebsk-po-materialam-gazet-1917-1922-gg-chast-2-konservatoriya-i/].

 

Как видно из отзыва, витебская публика была к этому времени далёкой от слепого почитания любого «столичного» театрального продукта. Общественность этого провинциального города была достаточно опытной и взыскательной для того, чтобы реально оценить качество и вокала, и постановки. К слову, в городе в то время уже была организована Народная консерватория, руководителем которой стал дирижёр Николай Малько, впоследствии консерватория была преобразована в 1-ю Витебскую государственную специальную музыкальную школу 3-х ступеней Народного комиссариата просвещения РСФСР.

 

Конец 10-х - 20-е годы ХХ века были временем относительного затишья в исполнении музыки Чайковского. Время революции, как и послереволюционная культурная политика, не располагали к многогранному принятию творчества композитора, многое из его наследия признавалось несоответствующим духу времени.

И.Райскин, в частности, в газете «Мариинский театр» приводит следующую цитату из журнала «Музыка и революция» (1928, № 11) под заглавием «На рубеже двенадцатого года»: «Чайковский заполнил наши программы и преподносится бесконтрольно в огромных дозах». С целью охраны нравственного здоровья и коммунистической стерильности аудитории, музыкальный (!) журнал предлагает «поставить какие-то рамки этому увлечению без критического осмысливания классового значения и направленности творчества Чайковского, в большей своей части чуждого революционному сознанию современности» (Райскин И. Новое – хорошо забытое… / Райскин, И. // Мариинский театр. - 2019. - № 3-4. - С. 3. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.mariinsky.ru/paper/mariinsky_paper_2019_3_4.pdf).

Тем не менее, в Беларуси оперы Чайковского забыты не были: «в конце 1920-х годов сцены из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» ставились силами педагогов и учащихся музыкального техникума. А когда в 1930-м спецкласс Минского музтехникума был реорганизован в Госстудию оперы и балета, то “...Онегин” там был поставлен целиком, через три года перекочевав и в репертуар к тому времени открытого Большого театра».
Таким образом, ко времени открытия в Беларуси Государственного театра оперы и балета уже был накоплен определённый (и немалый) опыт постановки оперных произведений Чайковского.

 

ПАРТНЕРЫ