Новости

Открытие 88-го театрального сезона

 

Новый 88-й сезон Большой театр Беларуси традиционно откроет премьерой: 8 и 9 сентября 2020 года публике будет представлена постановка балета на музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт».

 

В основу сюжета положена драматическая поэма Генрика Ибсена, созданная в 1867 году -произведение, и в наши дни остающееся во многом неразгаданным и потому привлекающим внимание. С одной стороны - сказочная история, с другой - фантасмагория в духе сюрреализма, населённая диковинными персонажами, ни один из которых не может быть понят однозначно. И в центре -путь главного героя: одновременно и череда приключений, и романтический поиск себя в мире, и сложный экзистенциальный опыт.

 

Пьеса Ибсена, теперь являющаяся классикой норвежской и мировой литературы, как известно, не была принята с воодушевлением даже в скандинавских странах. Одним из важнейших толчков к её популярности стало создание гениальной музыки Эдварда Грига. Интересно, что композитор взялся за сочинение поначалу неохотно, работа продвигалась медленно: «Работа над "Пером Гюнтом" подвигается очень медленно, и о том, чтобы закончить ее к осени, не может быть и речи. Это чертовски трудный материал, если не считать отдельных эпизодов, например того, где поет Сольвейг, — его я уже полностью написал. Еще я сделал кое-какие наброски для Пещеры горного короля, но эту музыку мне в буквальном смысле слова тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, "сверхнорвежеством" и "будь-самим-собой-довольством"! Впрочем, я надеюсь, что сквозь это будет чувствоваться также и ирония...» — отзывался Григ в одном из писем лета 1874 года. Партитура была закончена в в 1875 году, премьера пьесы с музыкой Грига состоялась в Христиании 24 февраля 1876 года. Уже в первый сезон «Пер Гюнт» выдержал 36 представлений, причем громадный успех Ибсен по праву делил с Григом: норвежская театральная критика говорила о нем, как о полноправном создателе спектакля. Через десять лет Эдвард Григ переоркестровал большую часть музыки, а спустя ещё несколько лет создал на её основе две оркестровые сюиты. Именно эти две самостоятельные сюиты, части которых стали наиболее узнаваемыми и исполняемыми музыкальными произведениями, окончательно утвердили мировую известность и литературного первоисточника, и его героев. Весь же объём материала музыки к драме Ибсена в пяти актах (ор.23 Э.Грига) вплоть до 1980-х годов считался утерянным.

 

На протяжении полутора столетий существования история Пера Гюнта была многократно воплощена на сцене драматического театра, в кинематографе, анимации и музыкальном театре.  В сфере последнего наиболее популярными стали балетные постановки, в частности, в современном балетном искусстве широкую известность приобрели постановки Дж.Ноймайера (1986, музыка А.Шнитке) и Э.Клюга (2015, музыка Э.Грига).

 

Несмотря на то, что вся партитура музыки к драме была долгое время недоступна, сюжет Ибсена на музыку Грига активно воплощался в масштабных балетных постановках с 40-х годов ХХ века. В Большом театре Беларуси балет «Пер Гюнт» появился в 1966 году. Дирижёром-постановщиком выступила легендарная Татьяна Коломийцева, балетмейстером-постановщиком и автором либретто спектакля - Отар Дадишкилиани. Музыка обеих сюит Э.Грига была органично дополнена частью его же скрипичной сонаты (в оркестровке П.Кирильченко) в качестве лирического адажио героев. О.Дадишкилиани приблизил действие балета к литературному первоисточнику, стремясь раскрыть его философское начало. Балетмейстер создал в постановке богатые, с изысканной лексикой танцы с разнообразными рисунками, передающие широкий диапазон чувств и настроений. Были использованы как элементы норвежского танцевального фольклора (массовые и сольные танцы исполнялись на пуантах при сохранении национального колорита), так и современные хореографические приёмы (сцена Доврского царства решалась средствами графического, точного, колючего танца).

 

Первый белорусский «Пер Гюнт» сохранялся в репертуаре до 1978 года, и сейчас, спустя более 40 лет, это название вновь украшает афишу Большого театра. Дирижёр-постановщик народный артист Беларуси Александр Анисимов увлечён этим произведением не один год: в его редакции и под его руководством в 2018 году со сцены Белгосфилармонии прозвучала музыкально-драматическая композиция из музыки Э.Грига по пьесе Г.Ибсена, исполненная Государственным академическим симфоническим оркестром, студенческим хором МГЛУ Cantus Juventae под руководством Алексея Климовича, солисткой Ириной Крикуновой и актерами Национального драматического театра им. Горького Сергеем Жбанковым и Валерием Шушкевичем. Следующим шагом для дирижёра стало воплощение музыки Э.Грига на сцене Большого театра в виде новой музыкальной композиции. Дирижёр выбрал нетривиальный путь: взяв за основу музыку к драме Ибсена, он дополнил её произведениями Э.Грига, многие из которых малоизвестны в принципе  либо совсем неизвестны в оркестровом звучании: фрагменты «Лирических пьес», «Норвежских танцев», «Симфонических танцев», «Элегических мелодий» и, ставшая лейтмотивом, тема из неоконченной оперы «Олаф Трюгвассон». При этом партитура не ограничивается симфоническим оркестром: большое значение приобретают певческие партии - солистов и вокального ансамбля. Таким образом, балет приобретает черты жанра синтетического.

 

Балетмейстер-постановщик нового спектакля - лауреат международных конкурсов, обладатель Национальной театральной премии Беларуси Сергей Микель. «Пер Гюнт» станет премьерой постановщика на сцене Большого театра Беларуси. «Актуализация пьесы Г. Ибсена была нашей главной задачей, – признался хореограф. – мы бы хотели, чтобы зритель увидел в танце, в сюжете, в смысловом наполнении, в костюмах, сценографии черты нашего времени. Одна из основных тем балета – проблема самоопределения и реализации человека, поиска жизненного пути. Путь главного героя – Пер Гюнта ставит перед каждым из нас основной вопрос – о нашем месте и смысле пребывания в мире».

 

История Пера Гюнта в представлении Сергея Микеля – целая череда конструируемых им «жизненных проектов», не всегда удачных, порой надуманных, порой случайных, но всегда преследующих одну цель: найти самого себя. Эта мозаичная «многопроектная» музыкально-хореографическая концепции получает органичное воплощение в своеобразной полистилистичной сценографии (художник-постановщик - Любовь Сидельникова), где фольклорная сказочность и романтическая фантазийность соседствуют с элементами стимпанка и фантастики постапокалипсического толка.

 

В главных партиях спектакля будут заняты ведущие артисты балета театра: Ирина Еромкина, Ольга Гайко, Марина Вежновец, Людмила Хитрова, Яна Штангей, Александра Чижик, Виктория Тренкина, Людмила Уланцева, Татьяна Уласень, Анна Фокина, Антон Кравченко, Игорь Артамонов, Олег Еромкин, Егор Азаркевич, Константин Героник, Эвен Капитен, Игорь Оношко, Такатоши Мачияма, Иван Савенков, Артем Баньковский и др. А также ведущие солисты оперы: Татьяна Гаврилова, Татьяна Петрова, Елена Бунделева, Елена Золова, Инна Русиновская, Ольга Малиновская, Александр Гелах, Дмитрий Шабетя, Андрей Клипо и др.

 

 

Фото: Михаил Нестеров

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ